«Артемсоль»: запрещенная правда о коррупции

Artemsol1

Коррупция, рейдерский захват, откаты, нанесение убытков государству – все это не просто термины Уголовного кодекса. Это сегодняшний день госпредприятия «Артемсоль», которое стремительно катится к банкротству при полном попустительстве покровителей из центральной власти.

КОНЦЛАГЕРЬ «АРТЕМСОЛЬ»

В середине января и. о. гендиректора «Артемсоли» Денис Фоменко собрал общее собрание предприятия. По итогам 2014 года хвалиться ему было нечем: по сравнению с 2013-м падение производства и реализации соли составило более 30% или 1 млн 60 тысяч тонн. При этом на «Артемсоли» всем известно: объективных причин для такого резкого падения продаж нет – потребление соли не снизилось ни в Украине, ни в странах, куда предприятие ее экспортирует, работа предприятия в течение предыдущего года практически не прекращалась, несмотря на непосредственную близость к линии фронта.

Логично было предположить, что в таких условиях руководство «Артемсоли» хотя бы даст понять коллективу, что оно собирается сделать для улучшения ситуации. Но не это было целью Фоменко и его приближенных. Как рассказывают сотрудники предприятия, им был выдвинут ультиматум: любой, кто попытается высказать недовольство происходящим на «Артемсоли», будет уволен сам и подвергнет тому же всех своих родственников. Эта угроза сопровождалась заверением: в Киеве все схвачено, Министерство аграрной политики (в структуре которого находится госпредприятие) – на стороне руководства «Артемсоли». Причем небезвозмездно.

Для небольшого донбасского Соледара, в котором «Артемсоль» является градообразующим предприятием, такая угроза практически равносильна перспективе остаться без работы вообще. Да и угроза увольнения – не единственная опасность. С момента появления Фоменко в руководстве предприятия его постоянно сопровождают шестеро охранников соответствующей внешности, а кроме них имеется бригада тех, кто больше всего соответствует термину «титушки». Так что работники боятся рассказывать о происходящем на Артемсоли» даже в узком кругу. Хотя рассказать им есть что.

«ПРОФФЕСИОНАЛЫ»

До весны 2014 года «Артемсоль» была успешным предприятием. 2013-й принес чистый доход более 1 млрд гривен – даже несмотря на то, что вокруг госкомпании кормились многочисленные фирмочки-«прокладки», связанные с бывшим при Януковиче главой Администрации президента Андреем Клюевым. И когда по требованию общественных активистов Соледара был поставлен вопрос о смене руководства и борьбе с коррупцией времен Януковича, были все основания рассчитывать на то, что прибыль, получаемая государством от «Артемсоли», увеличится.

Однако вместо этого на предприятии начался спад производства. Ситуация не стала лучше и после того, как в июне 2014 года гендиректором «Артемсоли» стал зам по связям с общественностью Александр Степаненко. Бывший директор соледарского спорткомплекса, никогда не имевший дела с добычей и реализацией соли, он не смог восстановить прежние ее объемы. Больше того, оказался очень плохим кадровиком, за что сам и поплатился.

Одним из первых решений Степаненко на посту гендиректора стало назначение Дениса Фоменко на специально под него созданную должность исполнительного директора компании. Неизвестный в Соледаре менеджер донецкого автосалона получил от гендиректора небывалый кредит доверия, чем и воспользовался, приведя на предприятие собственную команду. Принципы, по которым она формировалась, неизвестны, однако ее объединяют две характеристики: все, кого привел Фоменко, имеют прописку и постоянное место жительства на территории, подконтрольной «ДНР» (как правило, в Донецке или Горловке), а также все они никогда не имели отношения к такому специфическому производству как добыча соли. К примеру, коммерческим директором «Артемсоли» стал Андрей Вронский – бывший директор автомойки из того же автосалона, в котором работал Фоменко.

«Достижения» этой команды впечатляющи. Падение добычи и реализации увеличилось, доходы, соответственно, упали. Шахта имени Володарского закрыта вообще. Больше того, появились претензии к качеству продукции: в середине января Роспотребнадзор заявил, что украинская соль не соответствует требованиям пищевой продукции по содержанию различных примесей, и рекомендовал снять ее с реализации. Для предприятия, державшего четверть российского рынка соли, это стало очередным чувствительным ударом.

ПО ДОКЛАДНОЙ ОТ УБОРЩИЦЫ

Все происходящее не случайно. Ведь главное, что сделал и продолжает делать на предприятии Фоменко, – это его зачистка от старых кадров, от тех, кто ранее обеспечивал и объемы добычи, и высокие продажи, и качество продукции. Еще летом был уволен технический директор «Артемсоли» Анатолий Бирюков, который обеспечивал отгрузку соли даже тогда, когда Соледар находился в зоне боевых действий и коммуникации были уничтожены боевиками. Вслед за ним заявления был вынужден написать ряд других специалистов. Несколько дней назад Фоменко предложил уволиться финансовому директору, начальнику отдела сбыта и его заму. Общая «проблема» уволенных в одном: они пытались противостоять нарастающему развалу предприятия, высказывая несогласие с политикой руководства. Да и как с ней согласиться, если потерянные позиции на российском рынке Фоменко предлагает компенсировать завоеванием рынков Турции и Ирана – видимо, даже не зная, что там добывают свою соль и ее цена $5 за тонну.

Дошла очередь и до самого «крестного отца» команды Фоменко – Александра Степаненко. 12 января 205 года он получил подписанный еще 29 декабря приказ о собственном увольнении за… однодневный прогул. Основанием для увольнения стала докладная, написанная уборщицей и охранником предприятия.

Степаненко, правда, еще пытается сопротивляться, однако сопротивление бесполезно – приказ подписан в Киеве, в Минагрополитики, и ездил за ним Фоменко лично. После чего был назначен на должность и. о. гендиректора. Тоже приказом из Киева. И поговаривают, что на праздновании своего назначения Фоменко сказал: с министерством уже согласовано, что гендиректором станет либо он, либо его соратник Вронский.

КИЕВ «КРЫШУЕТ» НАДЕЖНО?

В отличие от налаживания производства, налаживать отношения с киевской властью у Фоменко получается хорошо. Еще летом, несмотря на многочисленные сигналы активистов, он получил поддержку предыдущего министра агрополитики Игоря Швайки. Причем поддержку настолько мощную, что Швайка лично приехал на предприятие – продемонстрировать свою благосклонность к руководству «Артемсоли». Сколько стоила эта поддержка – можно только догадываться.

В декабре Швайку заменил Алексей Павленко, однако позиция Минагрополитики не изменилась. Чем руководствуется новое руководство, понять невозможно. Однако уж точно не критериями профессионализма нынешней команды менеджеров – об их «успехах» в 2014-м мы уже сказали, и причин надеяться на что-то лучшее в 2015-м нет. И явно не критериями патриотизма – 14 января было найдено тело соледарского активиста Ивана Резниченко, боровшегося с коррупцией на «Артемсоли», и председатель Независимого профсоюза шахтеров Михаил Волынец ясно дал понять, что это убийство он связывает с «Артемсолью»: «Человек занимал активную жизненную позицию, поэтому был убит работниками этого же предприятия, откровенными сепаратистами… Нынешние руководители близки к команде Януковича. Они спокойно проживают в Донецке и Горловке».

Если, несмотря на все эти факты, неоднократные сигналы работников предприятия, жителей города, новый министр продолжает линию Швайки на поддержку Фоменко и его команды, напрашивается только один вывод: такая поддержка небезвозмездна. Опять же, никто не знает, какова цена этой поддержки, но можно предположить, что немаленькая – иначе трудно объяснить, ради чего Министерство агрополитики до сих пор не выполняет ноябрьское распоряжение Кабмина о передаче «Артемсоли» в Министерство инфраструктуры. Тем временем ситуация в Соледаре накаляется, настроения людей становятся все более агрессивными, но чиновников, похоже, опыт Майдана ничему не научил…

КАК СОБИРАЕТСЯ ДАНЬ

Что еще хорошо умеют делать Фоменко и его команда – пополнять свой карман. По информации от источников, близких к предприятию, откат на тонне соли при продаже по Украине составляет 10% от отпускной цены, а при продаже за рубеж – от 5 до 15 долларов за тонну. Причем откаты часто сочетаются с продажей по заниженным ценам, чем наносится убыток и «Артемсоли», и государству, недополучающему налоги.

Вот это «частное предприятие», в отличие от официального предприятия «Артемсоль», работает исправно и поставлено на широкую ногу. В Киеве, Москве и Варшаве созданы «торговые дома», которые, по информации источников, и собирают упомянутую дань с фирм-посредников для передачи «учредителям». По последним сведениям, в планах на конец января у Фоменко и Вронского – поездка в Москву. Видимо, дань уже собрана. Кроме того, московский торговый дом “Артемсоль”, директором которого является В. Киселев, успешно налаживает поставки соли в Крым. И в этом Минагрополитики, конечно, никакой политики не видит.

Сергей Березин, Национальное бюро расследований Украины

По темі:

Комментарии закрыты.



Close
Приєднуйтесь!
Читайте нас у соцмережах: