Общеизвестно, что новоиспеченный украинский олигарх Сергей Курченко окружает себя ореолом таинственности.
Этот человек контролирует группу компаний «ВЕТЭК», более известную как «ГазУкраина-2009». Последнее название стало едва ли не именем нарицательным.
С завидной регулярностью появляется информация о том, что так называемые «газы» монополизировали рынок сжиженного газа, занимаются контрабандой бензина в сумасшедших объемах, и с завидной регулярностью выигрывают миллиардные тендеры госкомпаний.
В конце прошлого года начался интенсивный процесс легализации группы. Сначала неизвестный харьковчанин Курченко купил любимую игрушку «традиционного олигарха» Александра Ярославского – футбольный клуб «Металлист». Да так купил, что Ярославский до сих пор не желает говорить об этой сделке.
Потом был объявлен ребрендинг группы, которая теперь носит пафосное называние «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания» («ВЕТЭК»). А в конце февраля стало известно, что загадочный бизнесмен вырос до уровня покупки Одесского нефтеперерабатывающего завода у российского гиганта «Лукойл».
Фактически, за несколько месяцев Украина получила нового олигарха, контролирующего целый кусок экономики. Как смог 27-летний человек, которого еще в прошлом году никто не знал, добиться таких фантастических успехов?
«Украинская правда» неоднократно описывала все тонкости и странности становления и легализации группы Курченко.
Самое интересное, что о Курченко никто не хочет говорить. Люди, которые уже много лет занимают далеко не последнее место в бизнесе и политике, часто утверждают, что вообще не знают этого молодого человека. Мол, слышали о нем только слухи.
Но те информированные источники, которые рискнули приоткрыть завесу тайны, утверждают, что Курченко покровительствуют высшие должностные лица страны. Чаще остальных называлось имя первого вице-премьера Сергея Арбузова, который нынче курирует весь финансово-экономический и фискальный блок.
Также СМИ писали о том, что Курченко связан с сыном генерального прокурораАртемом Пшонкой. Однако последний категорически опровергает такую информацию.
Словом, молодого олигарха смело можно назвать одной из самых загадочных персон украинского бизнеса. За которой, к тому же, тянется очень несветлый шлейф.
Казалось бы, статус владельца «фабрик-заводов-газет-пароходов», да еще и серьезного футбольного клуба, обязывает к публичности. Да и куда проще было бы встретиться с журналистами и, глядя в глаза, ответить на все острые вопросы. Во всяком случае, прочих олигархов во время интервью еще никто не съел.
Но нет. Курченко предпочитает прятаться. Он не встречается с журналистами и говорит с прессой только посредством пресс-службы и своих подчиненных. После звонка на прямой номер – бросает трубку.
Однако в начале этой недели чуть было не случился прорыв.
Пресс-служба «ВЕТЭК» разослала анонс интересного события. На пятницу, 29 марта на Одесском НПЗ было запланировано мероприятие, «посвященное началу полномасштабных пусконаладочных работ перед возобновлением производства».
В сообщении также подчеркивалось, что на этом мероприятии ожидается присутствие представителей правительства Украины, компании «Лукойл» и самой группы «ВЕТЭК». Заинтересованным в участии СМИ предлагалось аккредитоваться на пресс-тур.
Представители пресс-службы Курченко в личной беседе говорили, что на завод должен приехать сам «акционер». Пропустить выход в свет новоиспеченного олигарха было бы преступлением.
Журналисты, которые делали целые расследования деятельности «ВЕТЭК» («ГазУкраина-2009»), естественно, кинулись писать заявки на аккредитацию.
Аккредитация была открыта до 16.00 26 марта. «Украинская правда» отправила свою заявку еще 25 числа. Однако в тот же день начались «отмазки».
Представители пресс-службы стали затягивать подтверждение аккредитации, аргументируя это некими «логистическими проблемами». Мол, билетов нет. Воображение упрямо подсказывало сцены поездки в цистерне для нефтепродуктов, и легендарную реплику: «А говорил – порожняком пойдем…».
В среду журналистам «Украинской правды» сообщили, что им отказано в аккредитации. Формулировки отказа были более чем туманными – «Не успели организовать», «Много желающих», «Ой, вы понимаете, в следующий раз – обязательно» и т.д.
Но упускать возможность лично увидеть молодого гения очень не хотелось. Потому журналисты выразили готовность добраться до Одессы самостоятельно, лишь бы аккредитовали на мероприятие. Но пресс-службу Курченко такой вариант совершенно не радовал.
Люди, призванные обеспечивать пиар, заявили, что «самостоятельных» на завод не пустят. «Аккредитация закрыта», — отрезали в пресс-службе.
Но самое потрясающее выяснилось позже. Помимо «Украинской правды», в аккредитации с такой же убедительной аргументацией было отказано журналу «Forbes», а также ряду других журналистов.
Отказали именно тем, кто занимался подробным жизнеописанием Курченко и его бизнесов.
Было сложно поверить в столь гениальный пиар-ход. «УП», для верности, еще раз перезвонила в пресс-службу и уточнила, точно ли будет мероприятие, кто там будет из журналистов, и приедет ли сам Курченко.
Выяснилось, что мероприятие будет, везут журналистов информационных агентств, и «акционер», как гордо именуют Курченко подчиненные, собирается подъехать. Как удалось узнать, в четверг вечером «учтенные» журналисты вылетели из аэропорта «Киев».
***
Конечно, пускать или не пускать кого-либо на свой объект – право собственника. Ну, приблизительно, как Виктор Янукович – тем покажет пеньки в «Межигорье», а этим – нет. Причем, не покажет он пеньки тем, кто, собственно, доказал, что «Межигорье» – его.
Но после этого все разговоры о создании новой финансово-промышленной группы с учетом принципов «открытости и прозрачности» будут выглядеть, как минимум, смешно.
Эта история показывает, насколько Сергей Курченко боится открытого и подробного разговора с прессой о его бизнесе. При этом люди, храня тонкую душевную организацию финансового гения, даже не сподобились придумать какие-то удобоваримые «отмазки».
Иные мотивы таких поступков сложно отыскать. В самом деле, что бы сделали журналисты? Украли бы металлолом с неработающего НПЗ? Или порчу бы навели?
Нет, журналисты просто начали бы спрашивать. Уточнили бы, почему Курченко юридически не имеет никакого отношения к своей корпорации. Стали бы произносить ужасные слова — «контрабанда», «фиктивный экспорт», «тендеры», «Янукович», «Арбузов». И обязательно бы спросили: «Скажите, а вы „вывеской“ случайно не работаете?».
Действительно, это ведь очень страшные вопросы. Впрочем, молчание тоже способно многое объяснить. А соблюдение даже минимальных приличий в Украине уже давно никого не «парит».
Сергей Щербина, Украинская правда