Или почему клиентам VAB Банка не стоит верить тому, что его владелец Олег Бахматюк будет отвлекать средства от собственного бизнеса, чтобы возвращать депозиты…
Евангельская притча о добром самаритянине напоминает, что милосердие и помощь людям, попавшим в беду, свойственны представителям самых разных народов. Но в законодательстве США есть еще и «свод законов доброго самаритянина», регулирующий правовое положение лиц, которые оказывают первую помощь пострадавшим.
Квинтэссенция этого свода — человек не может быть наказан, если оказывал помощь добросовестно, желая облегчить положение пострадавшего. Таким образом, люди, оказывающие первую помощь, защищены от юридических преследований.
В финансовом аспекте современной жизни роль «добрых самаритян» берут на себя банки и другие кредитные учреждения, предоставляющие денежные ресурсы нуждающимся в них гражданам и предприятиям. Однако в украинской банковской системе сейчас многое поставлено с ног на голову.
Банки если и оказывают финансовую помощь, обставляют предоставление кредитов излишними требованиями к заемщикам. Скрытые платежи и уловки в кредитных договорах уже никого не удивляют. А в некоторых ситуациях финучреждения считают себя свободными от обязательств перед рядовыми инвесторами, что наглядно проявилось в поведении VAB Банка.
Недавние акции против произвола администрации VAB Банка, проходившие у здания НБУ в Киеве, все же начинают приносить свои плоды. В ходе последней, состоявшейся 4 сентября 2014 года, руководство банка договорилось о встрече с наиболее «буйными», а таких оказалось около сотни, чтобы составить график возврата им депозитов.
Впрочем, такую тактику, избранную руководством банка и направленную на умиротворение самых активных протестующих, даже некоторые из счастливчиков называют «гнилой».
Количество исков к VAB Банку с требованием вернуть депозиты на сегодняшний день исчисляется тысячами. А выплаты избранным только подстегнут недовольство остальных. Не лучше ли заняться укреплением финансового учреждения?
Очевидное невероятное
Одним из главных источников вливаний в уставный капитал VAB Банка и еще одного учреждения, принадлежащего аграрно-яичному магнату Олегу Бахматюку, — «Финансовая инициатива» — менеджеры называют инвестиции от его основного бизнеса — агрохолдинга Ukrlandfarming PLC и интегрированной в него компании AVANGARDCO IPL.
Поэтому есть смысл рассмотреть финансовое положение этих компаний, чтобы оценить вероятность погашения банковских долгов заемщикам из прибылей агрохолдингов Ukrlandfarming и AVANGARDCO. К сожалению, вероятность эта не очень велика.
Акционерное общество Ukrlandfarming, зарегистрированное на Кипре, даже в масштабах аграрной Украины представляется эдаким монстром. Если верить информации официального сайта, оно управляет самым большим в стране и восьмым в мире банком плодородных черноземов площадью 653 тыс. га.
В структуре производства 38% выручки дает выращивание сельхозкультур, 33% — производство яиц и яичного порошка, 16% — дистрибуция сельхозтехники, 7% — производство сахара, а 6% — животноводство и его продукты.
Группа компаний AVANGARDCO IPL также считается крупнейшей среди агропромышленных в Украине и Евразии. На нее приходится треть всего производства куриных яиц в Украине и более половины, выпущенных промышленным способом, а также порядка 90% общего объема сухих яичных продуктов. Для этого содержится 27,5 млн. кур, в том числе 22,8 млн. несушек.
Но собрать столь внушительный земельный фонд владельцу Ukrlandfarming удалось, буквально пожирая менее крупные агрофирмы и холдинги. Так, в 2010 г. были «съедены» Укрмясо (животноводство), «Робуста» (сельхозкультуры), «Дакор» и «Райз» (две последние специализируются на производстве сахара). За ними в 2011—2012 гг. последовали «Агро-Альфа» (сельхозкультуры, молоко), «Авангард» (яйца), «Олимпекс», «Агро-Ресурс», «Заря», «Чернышевское», «Макон» (земельные наделы и элеваторы) и др.
При этом расширение земельного фонда зачастую происходило за счет проблемных компаний с большими долгами. Делалось это, чтобы пустить пыль в глаза западным инвесторам и собрать побольше денег от размещения акций и еврооблигаций.
Еще в октябре 2010 г. AVANGARDCO IPL разместила на Лондонской фондовой бирже 5-летние еврооблигации на $200 млн. под 10% годовых и теперь дважды в год выплачивает их владельцам по $10 млн. А в следующем году компания должна полностью по ним рассчитаться.
В марте 2013-го Ukrlandfarming разместила на Ирландской фондовой бирже 5-летние еврооблигации на $500 млн. Хотя изначально рассчитывала одним махом привлечь в два раза большую сумму.
Однако с первого раза Бахматюку удалось разместить евробонды на $275 млн. под 10,875% годовых. Эта ставка считается непомерно высокой даже по меркам деятельности других украинских компаний. Для сравнения, в марте того же года Донбасская топливно-энергетическая компания (ДТЭК) Рината Ахметова разместила облигации на $600 млн. под 7,875%, а Ощадбанк — на $500 млн. под 8,875%.
Впоследствии Ukrlandfarming было сделано еще два доразмещения: на $150 млн. и $75 млн.
Рассчитывается с владельцами бондов компания Бахматюка два раза в год, каждый раз выплачивая проценты на $27,19 млн. Таким образом, ежегодные платежи за привлеченные деньги составляют $54,38 млн.
В 2018 г. Ukrlandfarming должна погасить всю задолженность в размере $500 млн. Однако шансы на это, откровенно скажем, мизерны. При выпуске облигаций Ukrlandfarming имел инвестиционный рейтинг «В» по шкале рейтингового агентства Standard&Poor’s, что отражает среднюю степень риска возврата инвестиций. А сейчас он уже снижен до «ССС».
Это означает высокую подверженность кредитным рискам, которые могут быть преодолены в обстановке благоприятной деловой и экономической конъюнктуры. А вот с ней-то, конъюнктурой, дела сейчас обстоят как нельзя хуже.
Пол Маккартни, батраки и куриный мучитель
Непривлекательность для международных инвесторов картины бизнеса Олега Бахматюка подчеркивает фигура его владельца, который за считаные годы работы на Западе успел собрать на себе больше негатива, чем иные украинские олигархи со стажем.
Значительный урон репутации яичного магната нанес скандал с покупкой в 2011 г. переработчика куриного мяса из Северной Каролины (США) Townsends Inc. Компания с более чем вековой историей была основана в 1891 г., выпускала курятину под брендами Chef’s , Perfect Breast, Pristine Cuisine. Еще в 2009-м Townsends Inc производила около 310 тыс. т мяса и 1,3 млн. штук яиц, окончив год с более чем полумиллиардным доходом. Но год спустя из-за засилья бразильских окорочков подала в суд заявление о банкротстве, имея $127 млн. долга.
В итоге Townsends была куплена за $55 млн. компанией Omtron, принадлежащей Бахматюку. Но украинский бизнесмен так и не смог наладить прибыльную деятельность своего американского актива. Остановил производство и подал иск о банкротстве, чем вызвал негодование поставщиков куриного мяса из Северной Каролины.
Около 130 фермеров подали в суд на Omtron за нарушение условий контракта, по которому они обязались в течение трех лет растить кур для Townsends, и потребовали компенсации убытков.
Американская пресса отреагировала на этот скандал публикациями вроде «Глобальные планы украинского яичного короля поломали фермеры из Северной Каролины», где писала, что захватывать в Украине плодородные земли и пользоваться привилегиями внутреннего законодательства оказалось намного проще, чем вести бизнес с американскими фермерами. Бахматюка упрекали в том, что он неприлично богат и понятия не имел, что покупал, а потом без излишних сантиментов закрыл компанию с более чем столетней историей, дававшую работу тысячам людей.
Эксперты анализировали историю успеха бизнесмена и пришли к выводу, что она базируется на мизерной стоимости украинской пахотной земли — в десятки раз меньшей, чем сельхозугодья в окрестностях Парижа, и на низких выплатах рядовым аграриям, когда тракторист-механизатор обходится работодателю в 200—300 евро — в 5—6 раз дешевле, чем батраки в зерновых регионах Западной Европы. Именно эти факторы являются определяющими для высокой доходности агробизнеса в Украине, следовал вывод.
В итоге Бахматюк ушел из США с многомиллионными убытками.
Тогда же его деятельность стала предметом критики немецких зеленых в бундестаге — они утверждали, что Бахматюк использует для содержания птиц оборудование, запрещенное в Германии, загрязняет землю и воды в Украине и держит капиталы в кипрском офшоре. И на этом основании требовали не допустить реализации его продукции на немецком рынке (www.gruene-bundestag.de).
Но, пожалуй, наибольшую порцию негатива владелец Ukrlandfarming получил в Великобритании в мае прошлого года, когда стало известно, что он выступает одним из кандидатов на приобретение футбольного клуба премьер-лиги «Эвертон» из Ливерпуля. Фанаты клуба обратились к легенде Beales и «родному сыну Ливерпуля» сэру Полу Маккартни с просьбой не допустить покупки команды украинским бизнесменом, «связанным с гнусными деловыми отношениями». Они угрожали не покупать билеты на матчи, товары с логотипом клуба и вообще прекратить поддержку команды, если ее владельцем станет Бахматюк.
Ситуацию вокруг «Эвертона» и участие в ней Олега Бахматюка охотно комментировала спортивная пресса едва ли не на всех континентах (soccerly.com). А уже в апреле нынешнего года председатель Партии зеленых Австрии Петер Пильц, побывавший в Украине, заявил, что прокуратура его страны расследует махинации, связанные с местной компанией Hype Group Alpe Adria и Олегом Бахматюком, который имел отношение по крайней мере к семи компаниям. Злоупотребления оценивались в $35 млн.
«Мы называем эти дела уголовными, они являются налоговыми махинациями. Некоторые проекты связаны с перевозками. Все они сейчас находятся в прокуратуре Австрии», — заявил австрийский политик, призвав украинских депутатов помочь в расследовании в рамках глобальной инициативы парламентариев против коррупции (GOPAC) (hubs.com.ua).
Я вас имел
Все эти факты говорят лишь о том, что правила игры в украинском бизнесе построены на циничном правовом нигилизме и социальной безответственности, что, в общем-то, сполна вкусили и вкладчики VAB Банка, пока безуспешно обивающие пороги НБУ и филиалов VAB, требуя вернуть свои депозиты.
Чтобы успокоить клиентов, руководство пытается внушить им, что положение исправится, едва Олег Романович получит дивиденды от своей аграрной деятельности осенью и немедленно направит их на укрепление банковского сегмента своего бизнеса. Между тем отчетность основного актива г-на Бахматюка — Ukrlandfarming — отсутствует в свободном доступе. А отчет за первое полугодие AVANGARDCO подтверждает информацию об ухудшении финансового положения этой группы компаний.
Несмотря на значительное увеличение производства продукции (яиц — на 9%, яичного порошка — на 58%), стоимость ее реализации сократилась. Консолидированная выручка из-за девальвации гривни уменьшилась на 14%, до $262,7 млн., показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов, отчислений на износ, амортизацию и уплаты налогов), показывающий прибыль от операционной деятельности, снизился на 41%, до $71 млн. Чистая прибыль сократилась на 51%, до $52 млн.
Гендиректор компании Ирина Марченко пояснила такое ухудшение значительной девальвацией национальной валюты, сложнейшей политической ситуацией в Украине, аннексией Крыма и обострением военного конфликта на востоке страны.
Как известно, ранее Ukrlandfarming PLC и AVANGARDCO IPL обратились к представителям правительства России в Крыму с требованием пересмотреть намерения принудительного выкупа крупнейшей на полуострове птицефабрики «Южная Холдинг». Деятельность ее временно остановлена.
Стоимость своих активов в Крыму в компании Бахматюка оценили в $150— 200 млн., указывая, что речь идет о 12 тыс. га земли, заводе по производству риса, двух птицефабриках по производству яиц, фабриках по выращиванию молодняка, репродукторе, зерновом комплексе, складах и вспомогательных помещениях общей площадью почти 5 тыс. кв. м (сельхозтехника не учитывалась).
Ограничена также деятельность агрокомплекса «Червоный прапор» в одноименном селе Луганской обл., которое находится под контролем сепаратистов.
«Компенсировать в полной мере негативный эффект от этих событий AVANGARDCO не может», — заявила г-жа Марченко. И дала понять, что инвесторам следует смириться с ухудшением финансовых результатов и уменьшением дивидендов.
По состоянию на 30 июня 2014 года общая задолженность компании выросла на $19,4 млн. по сравнению с зафиксированной на 31 декабря 2013 г. и составила $342,2 млн. 58% этой задолженности составляют еврооблигации, которые должны быть погашены в 2015 г. Поэтому приходится констатировать: можно было бы поверить в выплаты клиентам банков Бахматюка из дивидендов от основной деятельности, если бы на самих его компаниях не висели приличные долги, а ситуация на рынке благо-приятствовала. Но, как уже писали «2000», общая задолженность перед юридическими и физическими лицами VAB Банка в первом полугодии достигла 14,4 млрд. грн. А это едва ли не треть стоимости всех профильных активов бизнесмена.
В этой ситуации самым простым способом рассчитаться с вкладчиками финучреждений могла бы стать продажа части активов транснациональным корпорациям. Примером здесь может служить покупка американской корпорацией Cargill 5% доли Ukrlandfarming в январе нынешнего года за $200 млн. Однако такие сделки готовят не один месяц, если не годы. Да и Бахматюк не горит особым желанием посвящать в тайны своей бухгалтерии посторонних.
Масштабная распродажа активов Олега Бахматюка готовится на 2018 г., когда надо будет выплачивать полумиллиардный долг Ukrlandfarming. А пока час «Х» не наступил, бизнесмен будет выжимать соки из несостоятельных заемщиков своих банков и постарается, чтобы VAB Банк попал в число учреждений, которые смогут получить максимально возможную рекапитализацию от Нацбанка.
Некоторыми сведениями на сей счет мы уже располагаем.
Продолжение следует…
Ярослав Дмитренко, БанкИск