С чего начинается оглашение принятого решения во всех наших судах? Правильно, со слов «Именем Украины…», а далее по тексту. И вот тут-то наступает самый интересный момент: правосудие совершается от лица государства вообще, но делает это вполне реальный человек в мантии. Со своим характером, амбициями, радостями и горестями, проблемами и, естественно, запросами. Даже те, кому посчастливилось лично никогда не сталкиваться с украинской судебной системой, знают, что за последние годы запросы отечественных служителей Фемиды неимоверно выросли. Поэтому, суды всех инстанций практически полностью превратились в высокодоходный бизнес, из-за чего Украину называют «страной непредсказуемого правосудия».
С одной стороны, законы как бы и существуют, а, с другой стороны, свято соблюдается поговорка «Закон – что дышло». И уже никого не удивляет, когда по двум совершенно аналогичным делам могут быть приняты два абсолютно противоположных решения.
Летом этого года, перефразируя известные слова вождя мирового пролетариата, казалось, можно смело сказать: судебная реформа, о необходимости которой так долго говорили абсолютно все, началась. 7 июля 2010 года, в половине десятого вечера, Верховная Рада приняла новый Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», который окрестили «стержнем провозглашённой судебной реформы». Однако, радость оказалось преждевременной, поскольку снова дал знать о себе пресловутый «человеческий фактор».
То есть, реформа нужна вообще, законы же готовят конкретные люди. Наши, родные и до боли знакомые. В данном случае – народный депутат, глава парламентского Комитета по вопросам правосудия Сергей Васильевич Кивалов. Безусловно, от человека, в своё время ставшего главным героем нашумевшего блокбастера «Операция «Підрахуй» и другие похождения главы ЦИК», никто особо и не ожидал чего-то мало-мальски путного. Но вряд ли можно было даже представить, что он полностью извратит крайне насущную идею судебной реформы, и решит «прибрать к рукам» всю судебную систему Украины. Что же мы получили с подачи господина Кивалова?
По новому закону кардинальным образом уменьшена роль Верховного Суда. Теперь он лишён права рассматривать дела по существу, соответственно, у граждан больше нет права непосредственного (а не с разрешения высших специализированных судов) доступа к высшей судебной инстанции страны. Было благополучно забыто закреплённое в Конституции право на полноценную судебную защиту. Отныне бал правит Высший совет юстиции (ВСЮ), руководит которым Владимир Колесниченко – по совместительству, кум С.Кивалова. Чертовски приятная для Кивалова «мелочь»!
ВСЮ превратился в орган, с чьей помощью можно без шума и пыли уволить любого судью, при этом, возможности защиты им своих прав существенно ограничены. Спору нет – с коррупцией нужно бороться решительно и беспощадно. Вот только происходящее больше напоминает банальный процесс замены «чужих» на «своих». Формальных поводов для этого появилось предостаточно, прямо в духе известного армейского анекдота про неправильно надетую на голову пилотку. Например, допускается возможность рассмотрения дисциплинарного дела в отношении судьи в его отсутствие, при условии, что он не явился повторно. Характер причин такой неявки роли совершенно не играет. Или же так: нарушением присяги судьи является затягивание рассмотрения дела сверх срока, установленного в законе. При том, что на сегодняшний день общие суды буквально завалены социальными делами.
У членов ВСЮ появилась новая возможность истребовать по письменному запросу из любого суда копию любого судебного дела, по которому решение ещё не вынесено. Официальное объяснение – «с целью проверки». Да не один здравомыслящий человек не поверит в столь благородную миссию. Совершенно очевидно, что данная норма «реформы по Кивалову» нужна для оказания давления на судей при рассмотрении ими определённых дел, с целью вынесения «нужного» приговора. Строптивцев же, понятно, ждёт крайне незавидная участь от «карающего меча» в лице ВСЮ, благо, «свои люди» уже на подходе.
Поскольку ещё с советских времён хорошо известно, что кадры решают всё, этому вопросу господин Кивалов уделил главное значение. С его подачи в законе появилась норма, предусматривающая, что кандидат на должность судьи должен обладать специальным судейским образованием. Его можно получить только в 2-х украинских ВУЗах: Одесской национальной юридической академии и Харьковской национальной юридической академии. Первая уже давно является безраздельной собственностью Кивалова, да и, в принципе, его влияние в среде юридических ВУЗов и научных учреждений практически безоговорочное. Что же ожидает тех кандидатов в судьи, кто сдал экзамен в Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) по старому законодательству, и теперь вынужден ожидать открытия судейской вакансии? Сергей Васильевич уже предложил «обнулить» кадровый резерв ВККС, а это, ни много, ни мало, 1039 человек. Проще говоря, полностью избавиться от высококвалифицированных и грамотных специалистов, за плечами которых богатые жизненный и практический опыт.
Таким образом, отныне в судебную систему Украины не просочится ни один «чужак», даже в районный суд самого отдалённого уголка страны. Везде – только лишь люди Кивалова, которых он единолично вправе карать и миловать. Безусловно, и раньше кадровое наполнение судебной системы в значительной степени контролировалось, но теперь это будет повсеместный тотальный контроль исключительно одного человека. Причём, первые выпускники юридических академий со специальным образованием появятся не раньше лета 2012 года. А до этого времени отечественная судебная система лишится четверти (!) своего судейского состава – в судах окажутся свободными порядка 2,5 тыс. вакансий. Когда же через 1,5 года они постепенно начнут заполняться, то в креслах судей окажутся, преимущественно, молодые люди прямо со студенческой скамьи. У них не будет ни хоть какого-нибудь практического опыта в юриспруденции, ни знания жизни (не считая развлечений, девочек, алкоголя и прочих «земных радостей»), но зато они будут полностью зависить от С.Кивалова и безропотно исполнять любое его распоряжение.
Предварительно ВСЮ и ВККС, получившие по новому закону полный контроль над процессом формирования судейского корпуса (назначение впервые, избрание бессрочно, перевод в другой суд и т.п.), проведут тотальную «зачистку», избавившись от неугодных, запугав слабых духом и договорившись с теми, для кого безразлично, кому служить, лишь бы взятки брать не мешали.
Как известно ст.124 Конституции Украины гласит: «Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины». Не исключено, что уже очень скоро многие судебные решения можно будет смело начинать словами «Именем Кивалова Сергея Васильевича…», а дальше по указанному им же тексту.