Как нынешний конфликт вокруг “Росукрэнерго” связан со сделкой ЕСЭУ 1996 года под предводительством Юлии Тимошенко. И почему, выиграв два миллиарда долларов тогда, она получит дырку от бублика сегодня.
«Кто сказал, что среди нас нет счастливых людей? Они есть. Но их немного»
(Юлия Тимошенко, президент корпорации ЕЭСУ, из выступления на съезде партии «Громада» в 1997 г.)
У всякого хорошо знающего свою историю есть возможность предсказать свое будущее, -утверждает Аристотель. А история такова.
Не успела в 1995 году печально знаменитая фирма ЕЭСУ, самым что ни есть мошенническим путем, в месячный срок превратиться в монополиста на газовом рынке, как ее глава Юлия Тимошенко с присущей криминальной ловкостью провернула новую аферу. Ее суть сводилась к передаяе львиной части российского природного газа малоизвестной «лондонской» фирме «United energy international Limited» («UEIL»), прежде, чем этот газ будет поставлен потребителям в Украину. (Об истории создания этой фирмы читайте здесь.
Как только Лазаренко позаботился о включении ЕЭСУ в число оптовых импортеров, Тимошенко отправилась в Москву вместе с представительным с виду подручным, турком-«консультантом» Шерифом Эрджументом Аксоем, номинальным руководителем подконтрольной Тимошенко UEIL. Там, путем подлога и обмана, она добилась включения своего «корпоративного члена» – лондонской фирмы «United Energy» – в число участников Договора 4ГУ- 96 от 29.12.1995 с РАО «Газпром».
В числе прочего, в договор 4ГУ- 96 был включен такой текст: «Российское акционерное общество «Газпром» (Россия, Москва), именуемое в дальнейшем Газпром в лице Председателя Правления Вяхирева Рэма Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и корпорация «Единые Энергетические системы Украины» (Украина, Днепропетровск), в лице Президента Корпорации Тимошенко Юлии Владимировны, действующего на основании Устава, с другой стороны, и фирма «United energy international» (Unated Kingdom, London), являющейся корпоративным членом корпорации «Единые Энергетические системы Украины» и выступающего на стороне указанной корпорации, в лице управляющего Эрджумента Аксоя, действующего на основании Устава, именуемые в дальнейшем корпорация, заключили настоящий договор о нижеследующем…»
Следует отметить, что не существовало на тот момент и никогда не существовало корпорации “Единые энергетические системы Украины”. Да и не могло существовать. Согласно данных регистрации существовало закрытое акционерное товарищество с иностранными инвестициями под названием «Промышленно-финансовая корпорация «Единые энергетические системы»
Слово «корпорация» – это не форма предприятия, но всего лишь частичка названия и Юлия Тимошенко об этом прекрасно знала. Эта частичка была сознательно вырвана из полного названия с единственной целью – включить в число участников Договора «United Energy» – в качестве «корпоративного члена». Законы Украины не знали тогда и не применяли таких терминов, как «корпорация» или «корпоративный член». Все это – плод криминальной фантазии Юлии Тимошенко, наслышанной о «корпоративном праве» Запада и злонамеренно воспользовавшейся терминами из этого права.
Выглядело все так: фирма «United Energy» не являясь самостоятельным участником договора, была представлена в нем как участница, «выступающая на стороне «корпорации».
Вдобавок к этому в статье 5 Договора – «Порядок расчетов» – было записано, что корпорация “ЕЕСУ” имеет право привлекать для этих самых расчетов уполномоченную ею фирму «United Energy».
Внедрив мошенническим образом в схему поставок газа «United Energy International», Тимошенко перешла к следующему этапу аферы.
Едва успели просохнуть чернила на Договоре № 4ГУ- 96 от 29 декабря 1995, где черным по белому было записано что, РАО «Газпром» поставляет корпорации «ЕЭСУ» в 1996 году природный газ в объеме 28.618 млрд. куб. м, как Тимошенко и Аксой подписывают контракт № 24 от 30 декабря 1995 года. В этом контракте стороны договорились, что «ЕЭСУ» второй раз покупает все тот же российский газ, но на этот раз уже не у Газпрома а якобы у «United Energy International Ltd».
Таким образом, менее чем за одни сутки никому не известная до сих пор лондонская фирмочка «UEIL», ловкими пальчиками миледи Ю и ее «корпоративного члена» Шерифа Эрджкмента Аксоя, не потратив ни пенса, ни цента и ни копейки, стала владельцем газа на сумму более двух миллиардов долларов США. В то же мгновение «англичане» «продали» этот газ обратно – украинскому ЗАТ «ПФК «ЕЭСУ».
Выглядит так, будто бы Юлия Тимошенко 30 декабря 1995 г.то ли «по-семейному», то ли «по дружески» взяла и оказала Шерифу Аксою «маленькую услугу». Но на самом деле – Тимошенко перепродала не принадлежавший ей газ самой себе. Ведь и «ЕЭСУ» и «UEIL» являлись собственностью ее клана и полностью контролировались ею.
По закону, для того, чтобы купить что-либо у кого-нибудь, необходимо чтобы этот кто-то владел продаваемым товаром. Но на момент заключения контракта № 24 товар, в данном случае – российский газ, был продан «корпорации «ЕЭСУ» на основании долгосрочного межправительственного соглашения и Договора 4ГУ- 96. В этом Договоре «United Energy» участвовала всего лишь «на стороне «ЕЭСУ» и самостоятельных прав не имела.
Чтобы прикрыть эту зияющую прореху в схеме преступники задним числом сначала составляет акты приема-передачи газа «ЕЭСУ» от РАО «Газпром», где прописывает, что ЕЭСУ получает газ не для себя, а якобы для передачи «United Energy». Затем в хронологической последовательности «оформляется» сначала получение фирмой «United Energy» газа от ЕЭСУ, и обратное его получение «ЕЭСУ» от фирмы «United Energy».
Благо, все это время газ, подаваемый государственной российской компанией по трубе, принадлежавшей государственной украинской компании, продолжал непрерывно течь к украинским потребителям. А махинаторам оставалось лишь совершать необходимые им манипуляции с документами.
Для пущей «законности», «поставка» газа фирмой «UEIL» и ЗАТ «ЕЭСУ» была оформлена на украинской таможне грузовыми таможенными декларациями, где фирма «United Energy» была отмечена как «отправитель/экспортер», а корпорация «ЕЭСУ» – как «получатель/импортер».
Презрев свои собственные Инструктивные письма №11/3-3303 от 1.08.95 и №11/6-4193 от 18.06.96. должностные лица гостаможни позволили Тимошенко оформить фальшивые таможенные декларации. Разумеется, подобное оформление не могло быть осуществлено без прикрытия Лазаренко.
Таким образом, контракту № 24, заключенному самым мошенническим образом, придали законоподобную видимость в форме фиктивных актов и подложных таможенных деклараций. Для чего?
Смысл аферы в том, чтобы дать для бухгалтерии «ЕЭСУ» «формальные» основание отражать российский природный газ на своем балансе, как «полученный от фирмы «United Energy». Это позволило, с одной стороны, другу семьи Тимошенко, турецкоподданному Аксою присылать в адрес ЕЭСУ от имени «United Energy» счета (инвойсы) за якобы поставленный «лондонский» газ. А корпорация «ЕЭСУ», с другой стороны, получила возможность эти счета «законно» оплачивать: отправить за кордон более миллиарда долларов.
Так в бухгалтерских документах корпорации за 1996 год 18.691.773.420 кубических метра российского природного газа на суму 1.495.341.873,60 долларов США, значатся как полученные от «UEIL».
Таким образом, в 1996 году эта сумма была буквально вымыта из украинской экономики и ушла в тень. Впрочем, на самом деле потери Украины были значительно большими, примерно в 8-10 раз. Ведь в качестве платы за газ «ЕЭСУ» взимало с украинских предприятий для передачи «United Energy» не только «живые» деньги, но и высоколиквидные товары. Получало их по цене ниже себестоимости, а перепродавало по ценам мировых рынков.
Детальный разбор «полетов» Ю.Тимошенко в 1996 году позволяет взглянуть на нынешний конфликт вокруг «Росукрэнерго» совсем под другим ракурсом.
Все указывает на то, что операция по удалению Росукрэнерго из газового рынка была разработана ее участниками давно и проведена согласно разработанному плану. Именно обсуждению этого плана, полагаю, была посвящена значительная часть времени украинского премьера во времена ее таинственного «исчезновения» близ острова в средиземном море, о котором так много говорили, показывали и писали СМИ. Полагаю, небезосновательно в этих сообщениях упоминался человек, имя которого в обществе не принято назвать в слух подобно имени Вольдерморта, зловещего героя эпопеи о Гарри Поттере. В свое время человека этого именовали по-разному, – то «Князем тьмы и темников», а то и просто «агентом Соколовским». Не будем и мы нарушать традицию, отменим только поразительное сходство операции по продаже права требования долга Росукрэнерго перед Газпромом и Газпромэкспортом с другими «многоходовками» этого печально известного персонажа украинской политики.
Долгое время Росукрэнерго и Газпром жили душа в душу. И не наше дело разбираться в том, почему вдруг Росукрэнерго стало так неугодно лично Владимиру Путину.
Факт номер один заключается в том, что Газпром решил больше не иметь дело с Росукрэнерго. А факт номер два заключается в том, Росукрэнерго задолжал Газпрому 1,7 млрд.долларов. (Полагаю, что этот долг был создан искусственно и не без участия Ю. Тимошенко, о чем подробнее остановлюсь ниже).
А сейчас акцентирую внимание читателя, – упомянутый долг представляет собой обязательство заплатить денежную сумму в долларах, но отнюдь – не обязательство вернуть газ на эту же сумму. Ведь агентские соглашения и контракты между Росукрэнерго и Газпромом, по которым накопился этот долг, предусматривают, что Росукрэнерго распорядится природным газом, а Газпром или его дочернее предприятие получат деньги.
При этом предусматривались и штрафные санкции за просрочку оплаты, но нигде не предусматривалось и не могло предусматриваться, что Росукрэнерго вернет неоплаченный газ в натуре Газпрому. Это абсурдно, поскольку и технически невозможно.
А теперь вернемся к событиям близ острова Сардиния.
Предположим, что кто-то убедил Тимошенко, что убрать Фирташа с рынка газа это – «взаимовыгодное» дело. Путин избавится от ставшего обузой бизнесмена, а Юлия Владимировна продемонстрирует всему миру, как она «борется с коррупционными схемами». Но тот, кто предлагал взаимовыгодную операцию, хорошо изучил психологию газовой баронессы-разбойницы. (Авторство в этой характеристике принадлежит канадскому журналисту М. Бжезински, талантливо изобразившему Ю.Тимошенко во всей ее красе в нашумевшей на Западе книге «Casino Moscow».) Ведь Юлия Владимировна была, есть и всегда останется бизнес-вумен эпохи первоначального накопления капитала с психологией мародера с большой дороги. Поэтому ей и подсунули наживку – возможность отобрать газ у Росукрэнерго, да еще и выставить при этом Фирташа. И миледи Ю клюнула.
Ей казалось, что она все просчитала: отберет газ и объявит Фирташа преступником без суда и следствия, да и Ющенко макнет в грязь, обвинив в «покровительстве коррупционерам». Еще бы: политические отбросы, собравшиеся под крылом БЮТ уже сейчас со всех углов вопят, что Ющенко пытается забрать «государственный газ» у народа. Такова тактика, выручавшая Тимошенко со времен Кучмы.
Вне всякого сомнения, Тимошенко приложила руку и к тому, чтоб у Росукрэнерго образовалась задолженность, и к тому, чтобы Росукрэнерго не смогло своевременно распорядиться своим газом в украинских хранилищах.
Но российские партнеры откровенно подставили газовую баронессу. Существует незыблемая правовая норма, которая действует как в украинском, так и в международном праве. Кредитор (лицо перед которым кто-то задолжал) не может при переуступке права требования долга передать кому-либо больше того, чем он может потребовать у должника, ни по объему, ни по условиям исполнения долга.
Чтобы убедиться в этом достаточно заглянуть в ст. 514 Гражданского кодекса Украины под заголовком «Объем прав, которые переходят к новому кредитору в обязательстве», где черным по белому написано: «К новому кредитору переходят права первоначального кредитора в обязательстве в объеме и на условиях, которые существовали на момент перехода этих прав, если иное не установлено договором или законом».
Для наглядности поясню: если вы купили ботинки в кредит и не можете своевременно расплатиться, а ваш кредитор передал право требования к вам платы другому лицу, то «новый» кредитор получает право требовать с вас по суду деньги; если денег нет, суд может обратить взыскание на ваше имущество. При этом все должно быть сделано по прописанной в законе процедуре. И ни в коем случае это не означает, что новый кредитор может подстеречь вас в темном углу и силой снять неоплаченные ботинки.
Поскольку «иного» между Росукрэнерго и Газпромом не установлено ни договором, ни законом, – Газпром мог переуступать НАКу только право требования денег, но отнюдь не газа. А поскольку, долг Росукрэнерго следует считать безнадежным (ведь имущества в обеспечение этого долга у Росукрэнерго нет), то Юлия Владимировна с ее неуемными патопсихологическими амбициями «подвернулась» Владимиру Путину как раз кстати. В этом, следует полагать, как раз и состоял крючок господина, упомянутого в заголовке этой статьи.
Сознавая юридическую природу сделки, Газпром нигде не написал, что он уступает Тимошенко газ. Напротив, там четко прописано, что речь идет об уступке денежного обязательства по конкретным контрактам и агентским соглашениям – «Задолженности».
А для Ю. Тимошенко была сделано весьма коварная оговорка. Содержится она в п. «В» Преамбулы Договора уступки, и написано там следующее: «Кредиторы выразили желание уступить часть своих прав требования к РУЭ, сумма которой в совокупности равна сумме Задолженности РУЭ. НАК выразила желание приобрести данные права требования с целью получения прав на газ, принадлежащий РУЭ и находящийся в подземных хранилищах ДК «Укртрансгаз» в объеме до 11 млрд. куб. м., уплатив Кредиторам сумму равную задолженности РУЭ соразмерно долям Кредиторов в общей сумме Задолженности РУЭ.»
Задайте вопрос любому квалифицированному юристу: достаточно ли одного «желания приобрести данные права требования с целью получения прав на газ» для того, чтобы отобрать этот газ без суда у законного владельца? И любой юрист (если он не Портнов) ответит вам – нет.
Отмечу, что «растаможка» газа принадлежащего Росукрэнерго, произошла приблизительно по той же схеме, по которой «корпорация» ЕЭСУ под руководством Тимошенко «растаможила» газ якобы поступивший к ней прямо из Англии, от лондонской фирмы UEIL.
И это является еще одним подтверждением народной мудрости, заключенной в забавной современной поговорке: Сколько волка ни корми, все равно у осла уши длиннее.
Досадно, что роль ослов при этом отводится нам с вами, простым гражданам, обреченным наблюдать, как власть в Украине превращается в корпорацию мародеров им. ЕЭСУ Юлии Тимошенко.
В любом случае, следите за событиями, господа-панове, они еще удивят.