Киев оккупирован лайтбоксами с портретом Василия Горбаля: новоиспеченный радетель за православие сурово выглядывает из-за какой-то потрескавшейся стенки. Благодаря отсутствию галстука, его вид до боли напоминает молодого Леонида Кучму – с поправкой на более сытое детство регионала. По животу Василия лесенкой сбегает надпись: «Одна історія. Один народ. Одна країна», а на уровне причинного места прицепилась подпись: «Василь Горбаль». Видимо сами авторы коллажа не были уверены в узнаваемости отфотошопленного лица персонажа.
Можно было бы, конечно, поинтересоваться у г-на Горбаля, какие такие история и страна в данном случае имеются в виду – Киевская Русь? Российская империя? СССР? Но гораздо интереснее другое: этот слоган практически списан со знаменитого лозунга Третьего Рейха, авторство которого приписывают Геббельсу: «Ein Volk, ein Reich, ein Fuhrer» – «Один народ, одна империя (страна), один фюрер».
Совершенно естественно рождается умозаключение: оставшуюся «в подтексте» роль фюрера г-н Горбаль не прочь исполнить лично. Осталось только подходящий народ найти.
Дополнительную пикантность ситуации придает то, что в наследовании идеологическим доктринам нацистских вождей недавно был обвинен деятель противоположной ориентации – и обвинение это исходило из недр той самой политической силы, которую представляет г-н Горбаль. В январе текущего года в связи с поручением Президента Ющенко главе Кабмина относительно государственной языковой политики депутат от Партии Регионов Вадим Колесниченко инкриминировал Президенту фашизм (см.: «Ющенко сравнили с Гитлером», www.from-ua.com, 16. 01. 2008), признаки которого он усмотрел в ющенковском лозунге «Одна мова – одна нація».
О Викторе Андреиче – разговор отдельный. А насчет фюрера – то, очевидно, в Партии Регионов, в конце концов, решили, как в старом кино: «Бабу Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своем коллективе».
Однако, от источника, приближенного к г-ну Горбалю, стало известно, что сам патрон еще не видел продукта творческой инициативы своей PR-службы, по уважительной причине – айн Вася нежится на экзотических берегах (очевидно, лайтбоксы должны были стать для него приятным сюрпризом по возвращении).
Тот же источник выказал полную неосведомленность (попросту говоря, сильно удивился) касательно этимологии слогана и того, какие он может вызвать ассоциации у людей элементарно грамотных.
…Оскар Уайльд утверждал, что не искусство подражает жизни – а, наоборот, жизнь копирует искусство.
С этим трудно не согласиться, если вспомнить Антона Дроздикова – героя убийственно диагностического романа С. Минаева «Media Sapiens» (2007), копирайтера, который именно из геббельсовских цитат компоновал тексты выступлений для своих приближенных к Кремлю заказчиков.
Правда, с литературным персонажем читатель знакомится как раз в момент разоблачения. Вины за собой тот не признает, выдвигая весьма своеобразные контраргументы: «Все, кто связан с медиа, читали Геббельса когда-то. Может, у меня в момент написания всплыла в сознании эта формулировка. Иногда бывает так, когда пишешь… Это традиции политических речей. Все друг друга копируют или используют ссылки и цитаты из речей великих политиков прошлого. …Вы не считаете Геббельса великим политиком? А могли бы у него многому поучиться. За него не писали речи. Он работал сам, разницу чувствуете? Работал, а не ставил визы. Его речи слушали миллионы людей. Он был асом пропаганды, а не бюрократом, который привык работать обкомовскими методами. Вам же всё равно, что «вперёд в светлое коммунистическое будущее», что «вперёд в ВТО». Только абзацы местами поменять. …Чем вам Геббельс не хорош? По мне, так очень чётко понимал идеологию этот человек. В отличие от вас. …Нарушение авторских и смежных прав? Так вроде НСДАП как правообладатель уже не существует лет шестьдесят. Да и наследники не объявятся…»
Так и видишь этого минаевского проныру, решившего в очередной раз приколоться: впарив дремуче-наивным «горбалевцам» продукт сомнительной свежести, он, видимо, отчалил с крейсерской скоростью – чтобы не заржать прямо «у окошка кассы».
Воистину, простота хуже воровства.
P.S. Пока писался этот текст, лайтбоксов г-на Горбаля по городу заметно поубавилось. Может быть, среди знакомых знакомых его сотрудников нашелся хоть один человек, который читал если не Геббельса, то хотя бы Минаева?