Последние рейдеры Донецка

Как это ни странно звучит, но именно в Донецке рейдерство в его классическом понимании является довольно непопулярным «видом спорта». В основном потому, что «донецкие» озаботились судьбой своего политического детища, и на любые инциденты, могущие повредить репутации родившейся в этих краях партии, готовы реагировать жестко. Не так жестко, как в 90-е, но и бескровных методов призвать к ответу зарвавшихся «своих» более чем достаточно. Чтобы не подставляли. Проблема только в одном – о фактах рейдерского нападения не всегда удается узнать, такие дела стараются проворачивать тихо …

Но недавний рейдерский скандал вокруг треста «ДонбассТрансСтрой» стал достоянием общественности. Причем в скандале оказался замешанным один из авторитетнейших деятелей бело-синих на Донетчине –вице-губернатор Борис Адамов. Его имя «всплыло» в этой истории 15 сентября – именно в тот день, когда лидер Партии регионов Виктор Янукович прибыл в Донецкую область для того, чтобы очередной раз подбодрить и вдохновить сторонников на митингах.

…Среди прочих участников митинга в городе Макеевка (Донецкая область) были и рабочие упомянутого треста «ДонбассТрансСтрой», являющего одним из крупнейших в Украине объединением по строительству и ремонту железных дорог. Работники треста пришли не только поразмахивать флагами и поскандировать «Янукович! Янукович!», но еще и пожаловаться премьер-министру на действия Адамова, благодаря которому работа их родного треста оказалась практически парализована. Представители трудового коллектива сумели прорваться к Януковичу и вручить свое обращение, текстом которого располагает наше издание. «Вы – единственная надежда, на то, что наше предприятие будет и дальше успешно работать, строя и ремонтирую железные дороги Украины, а наши семьи будут иметь средства для достойной жизни», – пишут рабочие своему политическому кумиру и лидеру. В том же документе сотрудники подчеркивают, что являются давними и убежденными сторонниками ПР, и поэтому ищут защиты именно у Януковича…

История мытарств работников и руководителей «ДонбассТрансСтроя» началась задолго до того, как сведения об этом инциденте стали известны масс-медиа. По словам представителей администрации предприятия, еще в марте 2007 года, когда позиции «донецких» всех уровней казались незыблемыми, трест ощутил на себе необычайно пристальное и недоброе внимание. Однажды руководство треста получило от некоей компании «Донфинсервис» уведомление о том, что эти финансисты по заказу акционера треста Елены Алексеевой начинают скупку акций. Однако в реестре акционеров никакой гражданки Алексеевой не значилось, в связи с чем трест обратился в суд. Суд «до выяснения обстоятельств» первым делом наложил мораторий на большинство операций, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, но решение пока не принял.

Дальше события, как пишут в бульварных романах, «развивались стремительно». Чуть позже, в июле 2007 года, претензии на трест заявила некая компания «Донбассбудинвест-Холдинг» с кипрскими корнями (ах, солнечный Кипр! Как бы наполнял ты свой бюджет, если бы не такие «бизнесмены»!). Представители этой компании явились к руководству треста и, заявив о наличии у них 10% акций, потребовали созвать внеочередное собрание акционеров. Руководители «ДонбассТрансСтроя» снова обратились в суд, Хозяйственный суд, в свою очередь, потребовал от новоявленных совладельцев предъявить документы на имеющиеся ценные бумаги. Холдинг документов так и не показал, но собрание «акционеров» назначил именно на 15 сентября, когда на площадях городов Донбасса народу в своей любви клялся Виктор Янукович. Проведению фальсифицированного собрания не смогли помешать даже судебные исполнители, прибывшие с определением суда. Тогда же впервые открылась заинтересованность семейства Адамовых в захвате (давайте называть вещи своими именами) предприятия – липовых акционеров личным примером прибыл вдохновить сын вице-губернатора Александр Адамов, да и сами рейдеры активно намекали на близость к руководству области. Наконец, настоящих акционеров – работников треста и членов их семей – в дворце культуры в городе Харцызске (Донецкая область), помимо традиционных в таких случаях частных охранников, не допускали также бойцы милицейских подразделений.

С решением от 15 сентября рейдеры с кипрской генеалогией уже обратились в суд. Что будет дальше – догадаться нетрудно: «свой» судья вдохнет в мираж «Донбассбудинвест-Холдинг» жизнь, и появившаяся ниоткуда компания начнет активно трудиться в интересах кошельков своих благодетелей. Речь идет, разумеется, не о зиц-председателях, указанных в регистрационных документах, а о реальных вдохновителях и этого рейдерского захвата – членах семьи Адамовых. Говорить о благих намерениях «оккупантов» не приходится – если «тема выгорит», то, вероятнее всего, подразделения треста пойдут с молотка, а рабочие (большинство из которых – тоже акционеры «ДонбассТрансСтроя», ибо это закрытое акционерное общество) окажутся либо на улице, либо на грани выживания – рейдеры редко заботятся о коллективах захваченных предприятий.

Если же не получится захватить трест с помощью именно перечисленных «совладельцев»… То какой же уважающий себя рейдер будет рассчитывать на один-единственный вариант? Новые акционеры появляются на предприятии и в суде быстрее, чем после падения монархи обнаруживались «выжившие» наследники династии Романовых. О своих претензиях на 10%-ный пакет акций через суд уже заявила та самая гражданка Алексеева, а затем еще одно частное лицо – некий Владимир Олейник, финансовый гений 25 лет от роду. Взаимосвязь между всеми «акционерами» явная, но очень непростая для понимания: гражданка Алексеева является одним из учредителей «Донбассбудинвест-Холдинга» наряду с кипрской компанией. Кипрской фирмой, в свою очередь, руководит юный Вова Олейник, он же руководит и «Донбассбудинвест-Холдингом». А теперь еще и представляется в суде как директор треста «ДонбассТрансСтрой», и – что характерно – ему все верят.

Такая «атака клонов», говорят знающие толк в рейдерстве люди, преследует только одну цель – запутать все так, чтобы потом никто не мог понять, что и кому принадлежит на самом деле. Уже сейчас в этой запутанной истории разбираются полтора десятка судей Хозяйственного суда и, возможно, это еще не предел.

После этого, прогнозируют эксперты, последует окончательный силовой захват «объекта», и новая власть утвердится силовыми методами. В обязательном порядке заменятся своими людьми главбух и юрист, и все – было ваше, стало наше…

Тем более что самому Борису Адамову такая схема работы давно знакома, и немало успешных предприятий попало в сферу его влияния именно с помощью судебной легитимизации никогда не существовавших «совладельцев». Сферы коммерческих интересов нынешнего заместителя губернатора определилась еще во время его работы председателем Ворошиловского районного в городе Донецке совета – строительство, транспорт и наружная реклама.

Именно его стараниями в центре города начали как грибы расти рекламные конструкции и здания, не предусмотренные никакими планами и нормативными строительными документами. Выглядела схема очень просто, как и в описанном случае с трестом «ДонбассТрансСтрой». Например, в одно далеко не прекрасное утро горожане замечали на оживленном перекрестке неизвестно откуда взявшийся рекламный щит с надписью «Здесь могла бы быть…». Власти довольно быстро выясняли, что документов на эту конструкцию владельца либо вовсе нет, либо «пакет документов» ограничивается одной-двумя сомнительными бумажками, и обращались в суд. В суде все было налажено и «схвачено»: дела, как правило, попадали к одним и тем же судьям, которые в тот же день выносили решение о законности размещения конструкции и предписывали районным чиновникам срочно выдать недостающие документы. Председатель райсовета Борис Адамов брал под козырек и выполнял. Ну, еще бы – как можно не выполнить решение суда! Информированные источники утверждают, что именно через Адамова поставлено в центре Донецка большинство щитов печально известной «Плазмы», которая за широкой спиной властей не стеснялась вешать даже оскорбительные картинки с изображением действующего Президента в мундире СС.

После ухода в на работу в Донецкую областную администрацию Борис Адамов не утратил контроль за Ворошиловским районным советом – здесь, по принципу преемственности власти, все необходимые вопросы «разруливает» теперь его сын Александр Адамов, депутат и руководитель компании «Дирекция административных зданий». Стараниями семьи скромных чиновников эта компания также попала к ним в руки с помощью судебной легализации. Не говоря уже о том, что властные рычаги в руках Адамовых позволили сделать так, что в центральной части Донецка их фирма не считалась ни с кем – ни с законом, ни с судами, ни, тем более, с обычными горожанами.

Наиболее яркий пример методов работы Адамовых – строительство жилого дома по улице Розы Люксембург, одной из центральных улиц Донецка. В тесном дворике силами компании Адамова-младшего началось строительство высотной «элитки». Жители окрестностей поняли, что скоро им придется жить в «сумеречной зоне» – новостройка расположена так, что солнечный свет в окна близлежащих домов старой застройки, населенных в основном пенсионерами, после возведения «свечки» не попадал бы вообще. На протесты жителей администраторы и рабочие отвечали нецензурно в том смысле, что бумажка с печатью есть, «а вы, прошу прощенья, кто такие?». Жильцы выставили пикет и увидели, что такое социально ответственный бизнес, уважающий права человека. Рабочие хладнокровно (а у них план!) лили бетон на головы стоящих бабушек и дедушек, а потом бойцы частной охранной фирмы тех же бабушек и дедушек просто разметали в разные стороны. Летального исхода не произошло только потому, что работы остановили прибывшие по экстренному вызову представители городских властей. Впрочем, вечером того же дня работы возобновились…

Во многих других случаях – например, с недавним скандальным строительством на территории Донецкого национального университета – застройщики из других компаний также всегда рассчитывали на помощь Адамовых, которые за разумную плату осуществляли бюрократическое «прикрытие». По неофициальным сведениям, было даже несколько инцидентов, когда «по рукам» получал пытавшийся добиться справедливости под давлением общественности мэр Донецка Александр Лукьянченко. Кроме судов, в руках Бориса Адамова есть и телефонное право – звонок от зама губернатора многих чиновников заставляет стать по стойке «смирно», обильно вспотеть и дрожащим голосом блеять в трубку о нижайшем почтении. Во многих случаях Бориса Исаевича боятся даже больше, чем губернатора, потому что с момента назначения Адамова губернатор уже третий, а заместитель на своем посту, все так же курирует вопросы промышленности, транспорта, связи и, разумеется, строительства.

Кстати, отмечают наши источники, именно строительная «жилка» в душе Бориса Адамова обусловила все злоключения «ДонбассТрансСтроя» – трест обладает одним активом, который по нынешним временам ценен более, чем вся производственная база и высококвалифицированный коллектив. Этот «актив» – здание в самом-самом центре шахтерской столицы, где цены на недвижимость давно сравнялись со столичными расценками. Зданию треста не повезло оказаться буквально в одном квартале от «белого дома», где на верхних этажах вершит судьбы региона «именем партии» Борис Адамов. Говорят, именно к строению и, самое главное, земле под ним уже давно присматривался предприимчивый вице-губернатор, подумывая о том, что неплохо бы выгнать отсюда «этих лохов» и возвести современный бизнес-центр. Понятное дело, силами семейной компании. Все остальное –людишки там, железки всякие – уже вторично, а вот зданьице, это да… Дело «ДонбассТрансСтроя» по-прежнему рассматривается судом, но скептики утверждают, что уже знают вердикт Фемиды, исходя из предыдущего опыта…

Правда, по нынешним временам заместителя губернатора может крепко подвести недооценка общественного мнения по отношению к его «деятельности». До того ему было комфортно работать в условиях подконтрольных властям масс-медиа, когда он сам мог прямо указывать журналистам, о чем писать, а о чем нужно молчать в тряпочку. На Майдане донецкие не мерзли, но определенную свободу слова в подарок от «оранжевых» получили, и сейчас о таких инцидентах становится известно широко и быстро.

Что чревато нехорошими последствиями, ибо еще в 2004 году, после теледебатов с Виктором Ющенко, отвечая на вопросы журналистов, Янукович заявил: «Если я узнаю, что кто-то делает что-то противозаконное, прикрываясь моим именем… Этот человек будет наказан с особой жесткостью». Можно по-разному относиться к лидеру регионалов, но нельзя не признать, что он привык держать данное слово и очень болезненно реагирует, когда по не зависящим от него причинам не может выполнить обещание – например, не всегда вовремя узнает, что творится за его спиной его именем. Поэтому коллектив треста, заявляют работники «ДонбассТрансСтроя», искренне верит, что премьер сможет призвать к ответу бизнесменов от госслужбы и сказать Адамову: «Борис, ты неправ!»…

Андрей Даманский, специально для “ГПУ”

По темі:

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.



Close
Приєднуйтесь!
Читайте нас у соцмережах: