ПР и БЮТ на законе о госзакупках доказали, что бабло побеждает любое зло. Даже любовь электората по боку.
«Це корупція, те, що ви робите зараз. Не підставляйте уряд Тимошенко, не підставляйте нашу політичну силу. От саме через от таку корупцію ми програємо вибори і все на світі».
С этими словами бютовец Олег Ляшко обратился к… фактическому руководителю фракции БЮТ Андрею Кожемякину. И тем самым очень точно передал суть вакханалии, происходившей в четверг 11 февраля в Верховной Раде. Нардепы приняли закон о госзакупках, на всю голову пораженный вирусом коррупции.
Вкратце о коррупционной составляющей. Законом создается орган обжалования тендерных нарушений при Минэкономики. Но принцип его создания взят из методов работы пресловутой Тендерной палаты. А именно – семь человек делегируют госорганы, еще семь утверждаются двумя комитетами Рады. Один из них — комитет по экономической политике, в котором работают идеологи Тендерной палаты – бютовцы Сергей Осыка, Антон Яценко и коммунист Александр Ткаченко. Второй – банковский комитет «регионала» Азарова. И именно появление этого комитета в теле закона стало сутью компромисса между БЮТ и ПР в отношении принятия закона (подробнее о коррупционных механизмах в законе см здесь).
Теперь эти семь обычных граждан, утвержденных хуралом Осыки-Азарова могут восстановить тендерное рейдерство времен ТПУ в полных масштабах. Кто забыл напомним – тогда «тендерщики», вымогавшие откат с любых сделок, останавливали госзакупки для целых городов и даже атомных электростанций.
А теперь о том, как закалялась коррупция.
В начале декабре этот закон был провален Радой. И именно из-за этого органа по обжалованию. Тогда героем дня стал Андрей Кожемякин, в пику Яценко-Осыке не позволивший голосовать бютовцам, хотя «регионалы» и коммунисты были готовы принимать все на свете. Стоило дождаться окончания выборов и у бютовцев концепция поменялась.
В своем пламенном спиче Ляшко не прав, когда говорит о поражениях на выборах из-за такой коррупции. Дело в том, что более трезвое руководство его политической силы уже поняло – выборы ими проиграны. Поэтому можно голосовать как попало и за что попало. Лишь бы это приносило пользу.
В данном случае выгоды следующие. Богдан Губский, связанный бизнес-узами с Осыкой, на днях сумел донести до партийного руководства месседж о возможном выходе из фракции десятка нардепов, если бютовцам не позволят свободное голоcование за госзакупки. Выход такого отряда сейчас мог стать очень болезненным, за этой группировкой к «регионалам» потянулись бы и другие бизнесмены.
Поэтому утром в день голосования за госзакупки у бютовцев прошло странное заседание фракции. Ляшко еще там начал шуметь о необходимости консолидировано голосовать против закона. Однако Кожемякин на это смолчал, а авторитетный Олег Билорус предложил бунтарю замять тему.
Ляшко, всеми фибрами души ощущавший, что мимо проходят большие деньги, продолжил выступать уже в Раде. Но полсотни бютовцев отдали свои голоса за коррупционный закон. Они стали прекрасным дополнением к «регионалам», коммунистам и десятку членов НУНС («самбисты» Арьева-Куликова, плотно сотрудничающих с Яценко-Осыкой).
Партия регионов, можно сказать, отпраздновала победу. Сергей Левочкин еще в ночь выборов составил корреспонденту «proUA» свой хит-парад коррупционных дырок, где нынешний Кабмин зарабатывал десятки миллиардов. Между таможней и налоговой заместитель Януковича назвал как раз госзакупки.
— Нужно навести порядок в сфере госзакупок. Что вытворяли в прошлые годы знаменитые «тендерные палаты»? Потом перенесли эти схемы в Министерство экономики, но суть не изменилась. Все делалось за откаты, в ручном управлении. Нужно просто не продавать подставным компаниям государственные контракты. Этот рынок мы тоже оцениваем в несколько десятков миллиардов гривен в год, — говорил Левочкин.
И за словом сразу последовало дело. Пока таможню и ГНАУ «регионалы» взять не могут, но бютовцы сами их включили в тему госзакупок.
Впрочем, отметим, что в этой схеме «регионалы» выступили в роли «лохов», а бютовцы – «наперсточников». Дело в том, что не принимая этот закон, ПР вскоре получила бы эту сферу в монопольное властвование. Нужно было дождаться только смены правительства, и контроль над Минэкономики дал бы им в руки весь тендерный поток. Потом уже можно было бы и закон принимать, цинично исключив из него комитет Ткаченко-Яценко-Осыки. Теперь же поток придется делить надвое.
Одно из возможных объяснений такой торопливости предложено «нашеукраинцем» Александром Бондарем, обратившимся вчера в Раде к «регионалам».
— Я не розумію вашу позицію зараз і чому саме зараз ви приймаєте цей закон, щоб його підписав президент Ющенко, а не президент, в якому ви впевнені – Янукович? Ви ґвалтуєте Верховну Раду, порушуєте Регламент, порушуєте всі норми можливі і не хочете, щоб ваш новий Президент підписував цей закон, брав на себе цю ганьбу. Ви цю ганьбу кладете на Віктора Андрійовича Ющенка, — тонко указал Бондарь на то, что уходящая команда президента может за некую сумму аргументов сделать так, чтобы патрон не применил право вето. Хотя раньше Ющенко последовательно выступал против «тендерщиков» и их нормативных актов.
Осыка с трибуны Рады также заявил, что такой вариант закона одобрен международными экспертами. А принятие самого закона является одним из ключевых условий для получения очередных кредитов от МВФ и Мирового банка. Однако бютовец Сергей Терехин развенчал эту ложь.
— Ми звернулися до Світового банку. Світовий банк відповів і комісії Ткаченка, і мені відповів про те, що не відповідає дійсності те, що зараз доповідач каже. Світовий банк попереджає про неможливість присутності ставлеників політичних органів в органі оскарження. Попереджає, що орган оскарження має тільки призупиняти торги може, а не скасовувати їх, — сказал Терехин, хотя через пару минут 60 бютовцев проголосовало «за».
После голосования в сессионном зале Ляшко еще продолжал шуметь, дергая за лацкан Яценко. Но тот уже с головой окунулся в новые возможности и телефонные разговоры. Тогда Ляшко бросился к Губскому, но тот лишь с улыбкой отмахнулся, мол «че шуметь, коль дело сделано».
Текст перепалки, сопровождавшей принятие коррупционного закона, можно почитать здесь (начинайте с 12.32).
А списки голосовавших «за коррупционную» норму закона можно посмотреть здесь, здесь и здесь (возврат к поправке, ее принятие и голосование за закон в целом).
И для вечности приводим список 60 человек, без которых были бы невозможны три результативные голосования, набиравшие 232, 240 и 245 голосов «за». Это бютовцы, отдававшиеся Осыке-Яценко:
Арутюнов Г.Р Барвіненко В.Д Богдан Р.Д Боднар О.Б Болюра А.В Бондарєв К.А Бородін В.В Буджерак О.О Буряк О.В Васадзе Т.Ш Веревський А.М Ветвицький Д.О Гейман О.А Данілов В.Б Дубовой О.Ф Єресько І.Г Жеваго К.В Зозуля Р.П Іваненко В.Г Кальченко В.М Камчатний В.Г Кондратюк О.К Королевська Н.Ю Коротюк В.І Крайній В.Г Крук Ю.Б Кузьменко П.П Курило В.С Лемза В.Д Логвиненко О.С Лукашук О.Г Мовчан П.М Мостіпан У.М Одарченко Ю.В Олійник С.В (позже отозвал свой голос) Осика С.Г Петренко В.М Подгорний С.П Радковський О.В Савченко І.В Сас С.В Сербін Ю.С Сігал Є.Я Соколов М.В Сочка О.О (отозвал свой голос) Стешенко О.М Таран В.В Тищенко О.І Трайдук М.Ф Трегубов Ю.В Уколов В.О Унгурян П.Я Федорчук Я.П Фельдман О.Б Шаго Є.П Шаманов В.В Шепелев О.О Шишкіна Е.В Шкіль А.В Яценко.