И танки наши ржавы…

Похоже, в Кабинете министров Украины весьма своеобразно понимают «противостояние экономическому кризису», пытаясь «под шумок» решить некоторые экономические вопросы, слабо похожие на отвечающие интересам государства.

В данном случае взоры экономистов от правительства по непонятной причине обратились в сторону Министерства обороны Украины. Что позволяет сделать вывод: наша армия, даром что ее годами растаскивали кто во что горазд, еще представляет интерес с точки зрения личного обогащения людей, от самой армии далеких.

Именно такое ощущение возникает от знакомства с проектом постановления Кабмина с умиротворяющим названием «Некоторые вопросы реализации военного имущества», ждущего рассмотрения правительства. Речь в нем идет, в частности, о том, что Кабмину стоит «согласиться с предложением Министерства экономики относительно передачи в управление Кабинета министров Украины государственного объединения «Концерн «Техвоенсервис», которое принадлежит к сфере управления Министерства обороны, с предоставлением Концерну полномочий относительно реализации на внутреннем рынке военного имущества, которое пригодно для дальнейшего использования, но не может быть использовано в повседневной деятельности войск …».

С первого взгляда может показаться, что речь идет всего лишь об обычной попытке в очередной раз мелко обмануть армию. Ведь, как известно, военный бюджет состоит из двух частей – выплат из государственного бюджета и так называемого спецфонда, который в последние годы составляет до 20% всех денег, выделенных на армию. Но спецфонд – это не то, что правительство дает Вооруженным силам, а то, что «разрешает» им заработать самим. Известно, что армия – это не комплекс предприятий народного хозяйства, потому с «заработком» в ней проблематично. Главная статья армейского дохода – как раз реализация излишков военного имущества. Но излишки эти продаются из армейских запасов уже не год и не пять, однако правительство почему-то уверено, что они неисчерпаемы, более того, в данном случае забирает у армии то, чем она могла бы заработать себе «на спецфонд» (кстати, среди прочего, деньги отсюда идут на строительства жилья для военных – тема для людей в погонах более чем болезненная). Но на самом деле речь идет не таком безобидном обмане, а о кое-чем посерьезнее.

Для того чтобы понять истинную суть проекта постановления, стоит сказать, что такое «Концерн «Техвоенсервис». Эта структура, созданная Минобороны, объединяет десяток предприятий, специализирующихся на ремонте автомобильной и бронетанковой техники и имущества, техники военной связи и техники обеспечения полетов Вооруженных сил. Сама цель его создания военным ведомством состояла в формировании единой системы и координации ремонта техники по государственному заказу для нужд Министерства обороны. И сейчас на Концерн возложена задача исполнять функции органа управления (имеется в виду оперативное и административное управление) деятельностью предприятий, заключение договоров на ремонт военной техники с Минобороны. Это позволило сократить бюрократический аппарат военного ведомства: например, с созданием Концерна было ликвидировано структурное подразделение Минобороны – целый Департамент ремонта и эксплуатации вооружения и военной техники.

То есть, грубо говоря, созданный Министерством обороны Концерн объединил в себе все ремонтные возможности Вооруженных сил в области автомобильной и бронетехники, техники связи и обеспечения полетов авиации. Действительно – все, поскольку сюда не только вошли профильные ремонтные предприятия Минобороны, но и были сокращены в войсках ремонтные подразделения. А сейчас, в случае необходимости, в войска выезжают ремонтные бригады Концерна.

Таким образом, с «уходом» Концерна из-под крылы Минобороны армия остается наедине со своими «ремонтными» проблемами. Думается, нет нужды уточнять, что это напрямую повлияет на боеспособность украинской армии, – техника в ходе эксплуатации не может не выходить из строя, а ремонтировать ее где-то надо. К этому стоит добавить, что речь идет о специализированных предприятиях, альтернативы которым во всей Украине просто нет. А они, кроме ремонтных работ, выполняют еще крайне важную задачу, жизненно необходимую армии в условиях отсутствия средств для закупки новых вооружений и военной техники, а именно – проводят модернизацию имеющихся образцов.

Фокус еще и в том, что без «Техвоенсервиса» едва ли Вооруженные силы смогут выполнить такой стратегический документ, от которого напрямую зависит развитие и боеспособность армии, как Государственная программа развития ВС Украины на 2006-2011 гг. Документ этот и без того многострадален – благодаря тому, что Кабмин «забывает» выделять на его реализацию средства. Но, видно, даже та часть его, которая все же, несмотря на все преграды, выполняется, почему-то злит правительство. Иначе как объяснить то, что к недофинансированию Госпрограммы Кабмин забирает у армии еще и инструменты ее (Госпрограммы) худо-бедного выполнения?

В конкретных цифрах это выглядит следующим образом. Согласно указанной Госпрограмме, а также перспективному Плану ремонта вооружений и военной техники Командования сил поддержки ВС Украины до 2011 года, на предприятиях Концерна планируется провести капитальный ремонт и модернизацию: танков – 131, боевых машин пехоты и боевых машин десанта – 492, бронетранспортеров – 55, самоходных артиллерийских установок – 35, гусеничных машин – 234, автомобилей – 5 285, единиц аэродромного оборудования – 219, средств связи – 963 единиц. Это – существенная часть боевого потенциала Вооруженных сил. К примеру, цифра в 131 «неотремонтированный» танк из имеющихся всего в Сухопутных войсках на сегодня 786 танков, согласимся, впечатляет.

Таким образом, передача Концерна означает слом всей системы ремонтных возможностей Вооруженных сил. А значит – резкое падение их боеспособности. Любой вооруженный конфликт для любой современной армии мира – это ремонт, ремонт, и еще раз ремонт. Техника, участвующая в боевых действиях, выходит из строя постоянно, и одна из основных задач любой воюющей стороны – это обеспечить постоянных процесс эвакуации ее с поля боя, ремонт и ввод в строй. За такие же вещи, которыми сейчас занимается Кабмин, в СССР во время войны ставили к стенке без разговоров, да и в других странах в военное время, скажем так, медалями не награждали.

Впрочем, речь не только о военном конфликте. В других случаях, когда согласно украинского законодательства могут быть задействованы Вооруженные силы, будь то участие в ликвидации последствий стихийных бедствий (за примером далеко ходить не надо – взять Западную Украину летом этого года, где активно действовала армия) или техногенных аварий и катастроф (тех же «новобогдановок», имеющих свойство периодически взрываться, осталось в стране еще предостаточно), техника также постоянно нуждается в ремонте. И от ее работоспособности зависит зачастую многое, в том числе человеческие жизни. В данном же случае армии предлагают выполнять возложенные задачи мало того, что на технике, устаревшей морально, но еще и на такой, которую даже попросту отремонтировать в экстренной ситуации не представляется возможным!

И, наконец, последнее. Имеет ли Кабмин юридическое право «оттяпать» у Минобороны «Техвоенсервис»? Вопрос этот интересен в связи с нюансами украинского законодательства: зачастую, при принятие того или иного решения вроде и явная ерунда получается, невооруженным взглядом видная, но с точки зрения закона – вроде бы «все нормально», не подкопаешься. Но в данном случае можно констатировать, что Кабмин ничего похожего на право осуществить подобный «финт ушами» с Концерном, принадлежащим Минобороны, не имеет.

Полномочия Кабмина относительно управления объектами государственной собственности определяется Законами Украины «О Кабинете Министров Украины» и «Об управлении объектами государственной собственности». Эта законодательная база определяет объекты управления, которыми может распоряжаться либо само правительство, либо передавать другим субъектам управления (министерствам и ведомствам). И однозначно указывает, что такими объектами могут быть только те государственные объединения, предприятия, учреждения и организации, которые Кабмин сам создал, утвердив их учредительные документы. Все. Никакие иные случаи законодательством не предусмотрены. Таким образом, начиная распоряжаться структурой, созданной для своих нужд Министерством обороны, Кабмин попросту нарушает закон.

Может быть от того, что «Техвоенсервис» нужен Кабмину для других целей? Возможно, внимание чиновников привлекает ценность земли, которую занимают некоторые предприятия концерна. Чего стоят, например, только более чем 50 га земли «Рембазы» на Дарнице в Киеве! Главный лоббист переподчинения концерна, директор профильного управления секретариата Кабинета Министров Владислав Мари упорно продавливает решение этого вопроса. Господин Мари уже отличался подобными пристрастиями в бытность замминистра обороны. Тогда он пытался провести «правильное» отчуждение детского санатория в Евпатории из подчинения военного ведомства.

Настойчивость, с которой в стенах Кабмина пытаются провести этот вопрос через заседание главного органа исполнительной власти и методы его реализации, уж больно похожи на уже привычные в Украине рейдерские атаки.

Борис Токаев, Обком

По темі:

Комментарии закрыты.



Close
Приєднуйтесь!
Читайте нас у соцмережах: