В условиях роста цен на продукты первой необходимости все чаще на слуху крутится Государственный комитет Украины по материальному резерву (Госкомрезерв). Именно это государственное ведомство, подконтрольное правительству, отвечает за стабильность рынка.
В Киев Синьковский перебрался из Запорожья, где занимался операциями с недвижимостью. Кстати говоря, в тот период против него возбудила уголовное дело налоговая милиция. Но, не смотря на это, в 2005-ом году он устраивается на работу в Госкомрезерв рядовым служащим. А уже через два года – в августе 2007-го – становится заместителем председателя Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву. По сути – получает свободный доступ к “закромам Родины”. Примечательно, что на этой должности он удерживается при трех шефах и двух правительствах.
Краткая история болезни
Источники в Госкомрезерве утверждают, что почти сразу после повышения Синьковский начал разрабатывать и воплощать в жизнь сомнительные схемы обогащения. Якобы среди излюбленных видов его деятельности – манипуляции с государственными предприятиями, которые оказались по уши в долгах перед Госкомрезервом. В таких случаях ведомство проводит изъятие этого предприятия или его части за долги. А дальше возможны варианты: смена менеджмента, банкротство, продажа третьим лицам и так далее. И на каждом этапе – гарантированный кэш.
По некоторой информации, элементы этой схемы успешно отрабатывались не нескольких предприятиях: “Днепропетровский комбайновый завод”, ОАО “Хмельниксельмаш”, ОАО “Мелитопольский завод “Автоколорит” и ОАО “Завод “Ленинская кузница”. Их долги образовались по поставкам чугуна, стали, ферросплавов, меди и труб, что на тот момент составляло более трех миллиардов гривен.
Тема тендеров при Синьковском – отельная и достойна особо пристального внимания. Синьковский начинает интенсивно прибирать к рукам тендерно-закупочное управление Госкомрезерва. Цель предельно проста – наладить отменно работающую схему по пропусканию удобных для себя победителей.
Проверенных способов – масса: неугодным бизнесменам и компаниям ставятся такие условия и бюрократические требования, что они не успевают в срок их выполнить. Или же создаются “свои” предприятия, которые судебными исками срывают тендеры, которые вышли из-под контроля. В итоге на конкурсе – узкий круг своих людей. Поэтому, например, зерно зачастую Госкомрезерв закупает не у производителей, а у перекупщиков, чья цена в 1,5-2 раза выше. Производителям – не выгодно, государству – убыток! А устроителям тендера – отличный лакомый кусок?
На “профессиональном” счету зампредседателя Госкомрезерва и мясо. А точнее – его отсутствие. Когда правительство обязало ведомство сбивать цены на этот продукт, то под это сразу выделило комитету 500 млн. гривен. Однако Госрезерв на украинском рынке приобрел лишь около 10% от запланированного объема мяса. То есть выполнить заказ правительства на внутреннем рынке не получилось. Тогда при участии Синьковского начали реализовывать схему по импорту в страну дешевого мяса. После чего отечественные производители устроили такой шум, что даже президент вынужден был вмешаться, мол, полученная цена импортного мяса может свидетельствовать о таможенных нарушениях.
Скан протокола N96 от 21.04.2009 г., свидетельствующий о продаже мяса по заниженным ценам
Еще один показательный пример. 21 апреля этого года на очередном заседании комиссии Госкомрезерва по проведению аукциона государству был нанесен ущерб на общую сумму свыше 53 млн. гривен. В тот день комитетчики продавали сахар, мясо говядины, а также мясные и молочные консервы. При этом резервный товар участникам аукциона предлагали в разы дешевле, чем его рыночная стоимость на то время. Например, 989 тонн говядины продали за 6,67 млн. гривен, хотя реальная рыночная цена такого товара составляла почти 24 млн. гривен. Как следствие, государство получило ущерб только по этому пункту свыше 17 млн. гривен. А не обогатился ли кто-то ровно на такую же сумму?
Председателем комиссии по протоколу N96 от 21.04.2009 г. был Синьковский Н. И
В Комитете по вопросам аграрной политики Верховной Рады и в Министерстве аграрной неоднократно намекали, что закупки и продажи мяса, зерна и сахара Госкомрезервом проводятся непрозрачно. Кроме того, проведение интервенций – прямые функции Аграрного фонда, а не Госкомрезерва, чья ответственность – создавать резервный государственный запас на особые случаи. Результаты проверки показывают, что за время работы Николая Синьковского государству и украинским производителям был нанесён серьёзный материальный ущерб.
А вот по закупке нефтепродуктов – вообще странная ситуация. Правительство вдруг позволило Госкомрезерву проводить закупки без тендеров – на биржах. Это так понравилось ведомству, что окружение Синьковского попросило Кабмин пересмотреть и порядок закупок продовольственной продукции. Закупки продовольственных товаров и нефтепродуктов не на тендерах, как этого требует законодательство, а в ходе биржевых торгов – это, как нам кажется, уже полный беспредел.
Таким образом, основные способы обогащения команды Синьковского – тендеры и аукционы по продаже нефтепродуктов, металла, зерна, мяса, тушенки и других материальных ценностей. Схема не претендует на оригинальность и новизну – товар из Госрезерва продается по заниженным ценам, а покупается по завышенным, при этом задействуются структуры, близкие к руководству. Так что ни о каких равных условиях для всех желающих участников аукциона или тендера речь вообще не идет.
Народные депутаты уже заинтересовались Госкомрезервом
В конце июля народный депутат Игорь Калетник разослал запросы во все правоохранительные органы, в кото¬рых утверждает, что замести¬тель главы Государственно¬го комитета по материаль¬ному резерву Николай Синьковский своими действиями нанес ущерб государству на кругленькую сумму – 227 млн. гривен.
В запросе, ад¬ресованном генеральному прокурору Александру Медведько, нардеп указывает несколько фактов. Так, 24 июня Госкомрезерв провел аукци¬он по продаже топлива. В результате победителем ока¬залась некая фирма ООО “ВВIKO”, которая приобре¬ла 23,4 тыс. тонн дизельного топлива за 35,1 млн. гривен, тогда как должна была уп¬латить почти в четыре раза больше. А компания “Энерго-машимпекс” купила 15,7 тыс. тонн бензина А-80 по цене 25,1 млн. гривен, хотя его рыночная цена в разы разнится. “Эти пред¬приятия зарегистрированы на подставных лиц. Таким образом, создавалась види¬мость аукциона”, – заявил тогда изданию “Дело” Калетник.
Следующий круг обвине¬ний касается хранения Госрезервом мяса. По словам Калетника, в течение 2008 года ведомство заключило договоры на хранение мяса и мясопродуктов с фирмами “Империал-трейд”, “Торго¬вый дом “Купец”, “Алан-трейд” и “Корпорация “Кра¬ситель”. В общей сложности им пе¬редали на хранение более 3,5 тыс. тонн мяса на сумму 65 млн. гривен. Но когда контрольно-ревизионное управление (КРУ) устроило проверку, этого мяса не обнаружили.
Плоды “труда”
С учетом всех этих фактов, легко можно объяснить, как у чиновника с официальной зарплатой около 15 тысяч гривен, имеется такая роскошная собственность. По разной информации, у Синьковского во владении есть пять элитных иномарок: Acura 3.5 стоимостью 65 тыс. долларов, Jaguar XJ8 стоимостью более 100 тыс. долларов, два автомобиля Mercedes GL550 стоимостью по 140 тыс. долларов каждый, а также тюнингованный Mercedes GL67 Brabus, который затянет тысяч на 300. Но и это не все! В прошлом году замглавы Госкомрезерва за 3 млн. долларов приобрел дом в Конча-Заспе площадью в 1500 квадратных метров. Сюда стоит прибавить три квартиры, которые у чиновника есть в Киеве.
Автомобили Синьковского и его охраны возле здания Госкомрезерва на ул. Пушкинской в Киеве
Стоит напомнить, что любой государственный служащий на подобной высокой должности не имеет права заниматься бизнесом. Кроме зарплаты его источниками дохода могут быть лишь научная деятельность и преподавание. Ни тем, ни другим, по нашей информации, Синьковский не занимается. Но при этом позволяет себе такую показательную роскошь.
Такая “деятельность” в правительственном ведомстве в канун президентских выборов ох как некстати Юлии Тимошенко. Ведь все разговоры и громкие заявление о борьбе с коррупцией, если эта информация подтвердится, – пустой звук. Думается, и правительству, и следственным органам давно пора обратить внимание на происходящее со стратегическими государственными запасами. Насколько нам известно, в данный момент и КРУ, и счетная палата проверяют деятельность Госкомрезерва. Порочных фактов на поверхности – не мало. Так неужели и на этот раз ревизия ничем не закончится?
P.S.
На сайте Госкомрезерва от 10 сентября размещено объявление о проведении очередного аукциона по продаже материальных ценностей государственного резерва. Неужели и в этот раз государству будет в очередной раз причинен ущерб, а чиновники в очередной раз набьют себе карман?! Вот так “они работают”!