Сегодня ни один музей или коллекционер не может быть застрахован от того, что его раритет окажется умелым изделием современных мошенников. С той поры, как появился рынок искусства и реликвий, его заполняют подделки. История фальшивок такая же длинная и богатая, как и история подлинных вещей.
Например, в Средние века в разных церквях хранились десяток голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения уже научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили египетские статуэтки и саркофаги. Сегодня подделывают две категории произведений: во-первых, те, что редко встречаются в продаже во всем мире и за которыми особенно охотятся коллекционеры, во-вторых, те, что особенно ценятся на внутренних рынках.
Некоторые эксперты утверждают, что 50% всего украинского антикварного рынка составляют подделки. По более трезвым подсчетам, фальшивок – 10-15%, но и это 150 млн. долларов в год. Существуют, как одиночки, так и компании, которые проводят разного рода проверки на подлинность того или иного произведения искусства, но и они не дают 100% гарантии, поскольку копиисты тоже усовершенствуют свои способности. В Европе в итальянском Сан-Себастьяне с большим успехом каждый год проходит выставка-распродажа под названием «150 узаконенных подделок известных шедевров». На ней выставлены и продаются работы лучших живописцев мира, выполненные наиболее талантливыми художниками-фальсификаторами.
В Украине же подделка художественных произведений, особенно картин и икон, поставлена, благодаря одному человеку, который позиционирует себя, как коллекционер, на конвейер. Депутат Киевсовета от Партии регионов Александр Прогнимак гордится своей коллекцией «подлинников». Однажды, на одной выставке, которую организовал Прогнимак, были выставлены экспозиции из его коллекции. На вопрос журналиста, не боится ли он показывать широкому зрителю такое богатство, он ответил: «Меня сложно обворовать».
Действительно, зачем воровать подделки, пускай даже сделанные лучшими копиистами столицы, которые работают на Прогнимака с утра до ночи. С одной стороны, Прогнимаку можно гордиться своей коллекцией – подделок, которая насчитывает приблизительно 150-200 экспозиций. Конечно, сам Александр Владимирович считает их подлинниками, попадаются, правда и оригиналы, поскольку Прогнимак мало понимает в живописи, и «впаривает» их начинающим коллекционерам, потому что знатоки с большей вероятностью могут определить подлинность того или иного произведения.
Схему «впаривания» поведал один знакомый художник, который продаёт свои картины на Андреевском спуске и сам пару раз выполнял заказ Прогнимака, подделывая картину одного известного француза.
Сначала художник-фальсификатор, коим являлся мой собеседник, изучает историю картины: в каком столетии и кем была написана, письмо, краски, техника написания и так далее. Потом копиист начинает работу, которая может длиться несколько месяц. Мой собеседник расск5азывал, как пришлось попотеть над техникой руки мастера, а потом искусственно «состарить» полотно.
Но это только полдела. Подделку нужно продать как подлинник и для этого перед аукционом стартовую цену на полотно искусственно завышают. Картина может пройти даже несколько аукционов, чтобы в конечном итоге создался её имидж и история, что очень важно. Когда цена уже достигает, как за оригинал, «нетленное» полотно продают простофиле, который думает, что приобрёл оригинал, аргументируя приобретение тем, что за подделку не может быть такая высокая цена, на, что и рассчитано.
Кстати, идея заняться подделками пришла к Прогнимаку давно. Ещё когда он служил, именно служил, а не воевал, в Афганистане. Поскольку замполит Александр Прогнимак следил не за душманами, а за тем, чтобы воины-интернационалисты были правильно подкованы, пропагандируя политику партии. Именно там, в руки замполита Александра попали уникальные фигурки жрецов эпохи Сасанидов, которые Прогнимак решил забрать с собой назад в СССР, как сувенир. Конечно, сам замполит не знал об исторической и культурной ценности фигурок, какой из военного культуролог, да ещё историк. Для него они были, как открытки или, скорее матрёшки – хорошая память о стране. Естественно, на границе Прогнимак не счёл необходимым занести фигурки в декларацию, о чём потом и пожалел. Жрецов, которые потом специалисты оценили в 250 тысяч долларов, нашли доблестные таможенники Афганистана. Скандал тогда удалось замять, но осадок у Прогнимака, как говорится, остался.
Правда, Александр Владимирович теперь переквалифицировался на картины да иконы. Особенное место в сердце Прогнимака занимают иконы, но использует их не как общение с Творцом или святыми, а с чисто меркантильных целей. Если бы Прогнимак воспринимал иконы, как принято, не как объекты купли-продажи, то всё купленное отдавал в храмы. Но о душе некогда думать, когда на иконах тоже построен бизнес. На день рождение секретарю Киевского совета Олесю Довгому Александр Прогнимак, тогда ещё депутат Киевсовета, преподнес шикарную икону XIX века с изображением Архангела Михаила, покровителя Киева, господин Прогнимак сказал, что таких вообще две-три в Украине, мол, она бесценна, из личной коллекции.
А когда Прогнимак рекламирует что-то из своей коллекции, сразу же начинаешь думать, а не «новодел» ли часом?! Да и сравнение, что осталось «две-три» звучит, как оскорбление. Каждая икона неповторима и не может быть «таких же две-три» в принципе. Хотя, Прогнимак не только в картинах слабо разбирается, но и в иконах. Может ему также «впарили шедевр XIX века», а он в это свято верит. Что ещё раз подтверждает, что невежество порой хуже цинизма.
Напоследок хочется добавить, положа руку на сердце, что в коллекции Александра Прогнимака, есть действительно оригиналы, как полотен, так и икон. Хочется верить, что сам Александр Владимирович знает об этом. Иначе, его действительно становится жаль, и взять на себя смелость посоветовать коллекционеру Прогнимаку, проштудировать, хотя бы заочно, курс художественного и иконного искусства. Иначе, при появлении на выставках, художники и эксперты начинают посмеиваться в углах, а в скором времени будут откровенно насмехаться над его «художественным образованием».
Но, если у Александра Владимировича цель – бизнес на подделках, то ему, откровенно говоря, всё равно, смеются над ним или считают его истинным коллекционером.
Мария Шишкина, специально для «ОРД», Интернет – портал «Картина дня»