Грядущая президентская кампания, по прогнозам большинства экспертов, будет наиболее грязной и скандальной за всю историю независимой Украины. Штаб Юлии Тимошенко разработал самые радикальные сценарии, вплоть до повторения опыта 2004 года и проведения, в случае необходимости, “третьего тура” выборов президента.
Тимошенковцы уже начали атаку на судебную ветвь власти – БЮТ пытается отстранить от работы судей, отказывающихся от тайного сотрудничества с “бело-сердечными”. Одним из первых под удар попал Олег Бачун, глава Окружного административного суда Киева.
БЮТ решил расправиться с Бачуном после того, как возглавляемый им суд принял решение о запрете продажи Одесского припортового завода, который правительство стремилось выставить на торги, чтобы залатать дыры в бюджете.
Уже вскоре против Бачуна была начата масштабная информационная атака – судью пытаются дискредитировать, а на его место назначить лояльного человека. Координирует спецоперацию один из главных юристов БЮТа депутат Андрей Портнов.
Похоже, что на примере суда, возглавляемого Бачуном, штаб Тимошенко отрабатывает технологию установления контроля над судебной ветвью власти всей страны. Дело в том, что Окружной административный суд Киева играет крайне важную роль – он решает вопросы работы первых лиц страны в исполнительной власти, вопросы деятельности Центризбиркома и т.п.
“Новый Регион”: Потоки компромата против вас стали появляться в СМИ после истории с Одесским припортовым заводом. Это – месть тимошенковцев?
Олег Бачун: Одесский припортовый – всего лишь одно из испытаний нашего суда. Но были и другие предпосылки очень глубокие. Например, досрочные выборы в Тернопольской области в этом году.
Тогда одна политическая сила – БЮТ – хотела добиться отмены постановления Верховной Рады о проведении выборов. Но потерпела фиаско. Постановление Верховного Совета не может быть отменено в судебном порядке. На этот счет есть решение Конституционного суда.
Впрочем, “юридическое крыло” БЮТ, возглавляемое депутатом Портновым, всегда реализовывало одну цель – достичь успеха любым способом, вплоть до неправового, до рейдерства.
Портнов и его команда имеют определенное влияние на вопросы, связанные с деятельностью судебной власти – кадровое влияние, обеспечение судей (потому что обеспечение судебной системы – дело Кабмина), предоставление помещений и т.п. Все это – ресурс, используемый против судей, которые не настроены их поддерживать.
Так вот, после того, как выборы в Тернопольской области состоялись, а БЮТ там потерпел поражение, ощущается крайне неприязненное отношение.
Дело в том, что Окружной административный суд Киева – суд очень непростой. Это – “мини – Конституционный суд”. Потому что мы рассматриваем проблемы прохождения службы первых должностных лиц, работу Центризбиркома, вопросы судебного корпуса – это все у нас. Конечно, не имея такой поддержки, как окружной суд, Андрей Портнов начал предпринимать действия по моему смещению – началась настоящая информационная война.
“Новый Регион”: Чем объясняется ваша позиция относительно невозможности продажи Одесского припортового завода?
Олег Бачун: Все политики, кроме Юлии Владимировны, считали продажу ОПЗ глубочайшей ошибкой. Рано или поздно кризис закончится, выборы пройдут, и уже тогда, в совершенно чистых политически условиях, и нужно продавать предприятие. А не тогда, когда надо добиваться расположения избирателя, латать бюджетные дыры – и таким образом проесть полученные средства через 2-3 месяца. Если бы состоялась приватизация ОПЗ, к январю-февралю 2010 года этих денег уже бы не было!
Обратите внимание: в прошлом году наш суд занимал абсолютно противоположную позицию. Мы тогда помогали премьер-министру продать этот завод. Потому что были благоприятные условия, был норвежский инвестор, который предлагал на старте миллиард долларов. А сейчас ОПЗ был выставлен при вялых торгах за 600 млн. долларов. То есть, это половина из того, что должны были бы выручить, если даже не меньше.
“Новый Регион”: Вы знаете, кого БЮТ хочет поставить на ваше место?
Олег Бачун: Дело не в том, кого поставят. Дело в том, что судьи, которые имеют свое мнение, которые противостоят волюнтаризму других ветвей власти, давно отнесены в разряд неугодных. Почти все политики хотят, чтобы был карманный суд. Это желание не имеет границ.
А моими устоями были всегда честь и справедливость, еще, если хотите, – упрямство, непрогибаемость. Мой принцип – “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
“Новый Регион”: Против вас в украинских СМИ в последние дни началась информационная война. Судью Бачуна обвиняют в том, что у него позолоченный телефон, огромные землевладения, роскошные апартаменты, якобы, вы осуществляете по нескольку десятков вылетов на отдых за границу в течение года, причем, в рабочее время. Что из появившегося в публикациях – правда, а что неправда?
Олег Бачун: А ничего не правда. Правда в том, что у меня есть телефон. Правда в том, что у меня есть супруга. Правда в том, что я – председатель суда. Больше ничего из правды там нет. У меня нет ни золотого телефона, ни земли, ни личного самолета, даже квартиру они не смогли указать правильно. Но, кстати, такая роскошная жизнь – это обычное дело для депутатов, которые сами меня в этом и обвиняют. Недаром же все фальшивки слеплены со знанием дела. Чувствуется рука людей, испытавших всю живописуемую роскошь на собственном опыте. У меня такого опыта нет.
Однако настораживает другое. Оппоненты напечатали и распространяют брошюру, – огромным тиражом и с хорошим типографским качеством, – содержащую сведения, касающиеся моей частной жизни. Такие же сведения распространяются и в СМИ. Например, опубликован адрес матери моей супруги, афишируют место ее работы, приводят сведения о моем месте жительства.
Они опубликовали фотографии, сделанные во время оперативной съемки – то есть, ко мне явно было приставлено наружное наблюдение без всякого на то разрешения и вне предусмотренного законом порядка.
Кроме того, нелегальным способом добыта справка о моих вылетах за границу (большинство из них – это служебные командировки, выезды в составе делегаций).
Это – незаконно. Я уже обратился в Генеральную прокуратуру с заявлением о вторжении в частную жизнь.
Все это предпринимается, чтобы деморализовать меня и членов моей семьи.
Одна газета дошла до того, что на полосе под рубрикой “реклама” поместила объявление, в котором некий адвокат (не будем делать рекламы ему) предлагает за вознаграждение приносить ему любые компрометирующие меня материалы, а также сведения о моих доходах, о моих передвижениях, моей собственности и собственности членов моей семьи. Разве Закон Украины “Про рекламу” позволяет размещать такую, с позволения сказать, рекламную продукцию? Нет! Он прямо запрещает это делать.
Я общался с сотрудниками газет, которые опубликовали “черный пиар” против меня. Они признаются – мы ничего сделать не можем, потому что нас заставляет собственник. Я уже подготовил иски в суд и ряд запросов в главное управление городской администрации Киева по вопросам рекламы и иные органы, осуществляющие надзор в сфере рекламы и СМИ. Закон мне даже позволяет закрыть такие издания.
“Новый Регион”: Тем не менее, публикации в СМИ уже использованы вашими оппонентами. По инициативе Портнова в Верховной Раде создана комиссия из числа представителей парламентского комитета по правосудию, которая под предлогом коррупции будет добиваться увольнения руководителя важного для БЮТ суда.
Олег Бачун: Комиссия не имеет таких полномочий. Достаточно внимательно прочитать Закон “Про комитеты Верховной Рады Украины”, в частности, разделы II, III, ст. 48.
Проверять мои расходы – это установленная законодательством компетенция налоговой администрации. И только ей я вправе отчитываться.
Проверять факты моей служебной деятельности – это дело прокуратуры, СБУ и т.п.
А рассмотрение этих вопросов на заседании Комитета по вопросам правосудия не входит в его компетенцию. Подобный прецедент уже имел место в деятельности определенных депутатов и получил осуждение Совета судей Украины, он был оценен как вмешательство в судебную деятельность.
Таким образом, комиссия фактически создана для противодействия правосудию. Дальнейшее рассмотрение комитетом инициатив Портнова будет ничем иным, как попыткой опорочить меня как судью, нарушением статей 28 и 32 Конституции Украины, легализацией вмешательства в работу правосудия.
Исходя из этого, о какой законотворческой деятельности, о какой законности можно говорить, если законотворцы одним махом нарушают как минимум несколько законов?! А своим вмешательством в дела судов – еще и Конституцию, ее фундаментальный принцип разделения властей!
Это беспрецедентный случай, когда незаконные действия легализуются руками законодателей. Это “узаконенное беззаконие”.
Зачем политики играют в правосудие? Они не понимают последствий этого! Была ведь недавно шутка такая – якобы, Верховный суд может пересмотреть по новым обстоятельствам решение 2004 года о “третьем туре”, и тогда в стране не было бы президента!
Но развал судебной власти начался еще тогда, когда главой администрации президента стал Виктор Медведчук. Тогда тоже добивались любой ценой нужного судебного решения.
“Новый Регион”: Но ведь в составе парламентского комитета по правосудию есть не только представители БЮТ, но и Партии Регионов. Они, как и вы, критиковали идею продажи ОПЗ. Неужели “регионалы” не оказывают вам поддержку?
Олег Бачун: Я много раз убеждался, что капитал объединяет людей разных взглядов. Они разбросали свои яйца в разные корзины.
“Новый Регион”: Можете ли вы как юрист дать прогноз – удастся ли привлечь к ответственности тех депутатов Верховной Рады, которые фигурируют в скандале вокруг изнасилования детей в “Артеке”?
Олег Бачун: Как судья, я не имею права обсуждать эту тему. Представьте, если я в какой-то части буду обеспечивать судебное дело, связанное с “Артеком”? А тут скажут: “А он уже давал интервью и уже сказал, что всех надо осудить”.
Знаете, у меня маленький ребенок. Я ничего не пожалею для того, чтобы он был счастливым и никто на него не посягал. Для меня обидеть чужого ребенка – это все равно, что обидеть моего ребенка.
Если бы я был судьей по уголовному делу, я бы определил каждому максимальную меру наказания. Но что касается дела с “Артеком” – никто не знает, чем это закончится. Вспомните, сколько у нас было дел, которые заканчивались ничем.
“Новый Регион”: Вы согласны с прогнозом о том, что президентская кампания будет беспрецедентно грязной, нас ждут долгие и многочисленные судебные процессы?
Олег Бачун: Думаю, что мой вопрос – тому подтверждение. Это – одна из частей идеологии избирательного штаба.
Кстати, авторы “черного пиара” утверждали, что, якобы, я сам буду баллотироваться в президенты. Я это опровергаю. Я буду вести борьбу в судах, чтобы защитить свои достоинство и честь.
Если юридический отдел штаба БЮТ будет работать с такими методами, как предлагает Портнов, то они обречены. Зная устои Апелляцтонного, Высшего административного суда, Верховного суда, – не поддержат там решения, которые будут нелегитимны!
“Новый Регион”: То есть, возможность “третьего тура” в 2010 году вы отвергаете.
Олег Бачун: Я не Кассандра, не могу сказать. Я лишь за то, чтобы происходящее у нас в государстве не повторяло ошибки прошлого. Законодательных основ для пересмотра итогов выборов нет. Выборы должны быть окончательными.
Другое дело, есть ли такой кандидат, за кого бы с чистой совестью каждый из нас проголосовал? Я думаю, что будет большое количество тех, кто воздержится.
Но что касается “третьего тура” – об этом лучше спросить политиков и политологов, а я – судья.