Зачем Тимошенко рвется к власти?

Timoshenko-teatr1-500x333

 

«Ваш выход!» Эти слова одновременно и волновали и
бодрили Джулию Ламберт, как бокал шампанского”
Сомерсет Моэм, «Театр».

Пока в Украине не вырастут системные партии с идеологией, стратегией и целями дольше одной выборной кампании, украинцам суждено выбирать «артистов разговорного жанра». В этой товарной категории нет равных Юлии Владимировне Тимошенко. Ее стихия – сцена, а репертуар – все, что вкладывается в уши избирателям и делает им приятно. Даже если это полная чушь. В репертуаре обещаний Леди Ю за 19 лет сольной карьеры было все: и возврат сгоревших вкладов СССР, и отмена воинского призыва, и бензин по 2.90 грн/литр, и кредиты по 2-3% годовых. Правда, со сбычей обещаного хронически не складывалось. Милое уху советского избирателя регулирование цен происходило как в армейском анекдоте про прапорщика, который командовал остановить поезд: «Поезд, стой — раз-два!». Раздача «Юлиной тысячи» в 2008 году ускорила инфляцию, заставила печатать деньги, и привела к отощанию кошельков тех, кого было обещано осчастливить. Одним словом, вместо молочных рек и кисельных берегов одни катастрофы. С удивительной регулярностью, виновниками катастроф назначались соратники и подчиненные Юлии Владимировны, которых она сперва назначала, и сама же потом обвиняла во всех смертных грехах.

Первое ее премьерство 2005 года запомнилось ростом цен и скандалами с «любими друзями». Премьерство 2007—2010 годов тоже запомнилось: грабительским газовым контрактом с «Газпромом», девальвацией гривны и банкопадом, свиногриппозной паникой с экстренной закупкой препарата «Тамифлю», стычками с «напомаженною істотою» (первый заместитель главы СБУ Валерий Хорошковский), «Кащеєм Безсмертним» (замглавы Секретариата Президента Роман Безсмертный), и эпичным «Пропало все!» — когда в 2009 году не получилось создать широкую коалицию с Виктором Януковичем и расписать роли во власти на 10 лет вперед по примеру Путина с Медведевым.

Народ восторженно рукоплескал сцене, даже не догадываясь, какой праздник жизни происходил в это время за кулисами. Именно при Юлии Владимировне началась и пышно расцвела практика рефинансирования за государственный счет банков — «кошельков» соратников Юлии Владимировны и дружественных ФПГ. Правда, ради спасения страны от финансового кризиса, «Укргазбанк» национализировали, а вот банку «Финансы и кредит» БЮТовца Константина Жеваго великодушно влили больше 5 миллиардов гривен «краткосрочных стабилизационных кредитов», и ни одной акции у владельца в госсобственность не взяли. Тогда же 4 миллиарда гривен рефинансирования ушло «Приватбанку» Игоря Коломойского. Донецкая бизнес-группа также не осталась в обиде.

Все «продюсеры» и «концертмейстеры» талантливейшей актрисы почему-то закончили плохо. Начиная с Павла Лазаренко, который помог ей избираться в парламент, а ее компании ЕЭСУ — стать монополистом импорта российского газа в Украину. Как только Лазаренко уволили с должности, а затем у него начались серьезные проблемы с американским правосудием, Юлия Владимировна отмежевалась от дурной славы покровителя и его партии «Громада», и начала сольную карьеру, основав партию «Батькивщина». Политический дуэт с Виктором Ющенко начинался с идиллии и клятв в вечной любви – разумеется, к Украине, которую надо освободить от ненавистных олигархов, опутавших ее схемами воровства газа и электроэнергии. Юлия Владимировна в правительстве Ющенко в 1999 году сразу дала понять, что в схемах ей равных нет. Показать мастер-класс разным Суркисам-Медведчукам не успела – попала за решетку за делишки минувших дней, связанные с ЕЭСУ. Но этот эпизод и помог определиться с имиджем и репертуаром до 2005 года. Образ «узницы совести» оказался именно тем, что зацепило людей, искренне и сильно мечтавших свалить ненавистного Кучму. И то, что было проблемой, стало и возможностью: вместе с Оранжевой революцией и свержением «преступного кучмовского режима» и приходом к власти Тимошенко, были закрыты и дела ЕЭСУ, и забыты выставленные корпорации колоссальные штрафы в 1,5 млрд. долларов. Союз с Ющенко свое отработал, леди Ю отмежевалась от теряющего популярность «мессии» и уж больно часто летала в Москву и слишком громко хихикала с Путиным над злоключениями Ющенко. И слишком красноречиво молчала, когда Россия в 2008 году напала на Грузию и оккупировала Абхазию и Южную Осетию. Благодаря неучастию БЮТ в голосовании, Верховная Рада тогда так и не признала Россию страной-агрессором.

Переждав, пока народ забудет про ее былые подвиги, и мимо проплывут трупы врагов и бывших соратников (что в 90% случаев одни и те же фамилии), Юлия Владимировна устраивает очередную цыганочку с выходом. Сменив множество костюмов, от лат Жанны д’Арк до гламурного Луи Виттон, Леди Ю неизменна в обещании хлеба и зрелищ. В качестве хлеба народу обещаны низкие коммунальные тарифы. Словно и не она навязала Украине грабительский газовый контракт, будто не ее дружбаны, в том числе Александр Онищенко и К, пилили из бюджета миллиарды на газовых схемах. Зрелища привычные – разоблачения многочисленных врагов и покусывание бывших соратников. Из них только Александру Турчинову удалось мирно разойтись с шефиней и при этом остаться уважаемым человеком, но ведь еще не вечер… Будучи и при власти, и при оппозиции, Леди Ю называет главным злом Нацбанк. В 2009 году она обещала, что еще немного, еще чуть-чуть – и «будет политическая воля менять председателя Нацбанка, тогда мы сможем изменить и стабилизировать ситуацию в банковской системе».

Перефразируя политический сленг языком музыкального критика, репертуар Леди Ю – не классика, не фольк, и не джаз, а попса, которая нравится всем. И попса с явным российским душком. Ведь кто-то же научил первого номера списка «Батькивщины» Надежду Савченко потребовать у Петра Порошенко извиниться перед Виктором Януковичем? Поскольку неоднозначные заявления Надежды Савченко, практически слово в слово повторяющие тезисы кума Путина Виктора Медведчука, не получили публичного осуждения «Батькивщины», речь идет не о спонтанном акапельном соло, а о расписанной партитуре концерта. В отличие от Повалий и Лорак, Тимошенко беспрепятственно собирает полные залы и срывает аплодисменты.

Леди Ю рвется на сцену не от большой любви к искусству: надо успеть, пока жесткая критика власти и переживание «за народ» еще подымают рейтинги «Батькивщины». Скромные 19 парламентских штыков из 450-ти — не тот отряд, которым привыкла командовать Юлия Владимировна. Так и чешется язык назначить конец света и объявить себя спасительницей Украины, как например, в 2009 году от эпидемии «свиного гриппа». Обидно, что нет возможности, как тогда, вытащить на спасение 5,5 миллиарда гривен из бюджета. Приходится вспоминать тяжелый и скудный 2002 год и по крупицам, как в те оппозиционные времена, создавать очередной «Фронт национального спасения». Но тогда можно было сказать − слава Богу, есть друзья, и у друзей есть шпаги (вернее, деньги). А сейчас, на безрыбье, и писающий мальчик – кабальеро. Скамейка соратников узка до тошноты, раз «поющей тетеньке» приходится сидеть на одном гектаре с Оппоблоком, «писающим мальчиком» Сергем Тарутой и восставшим из гроба главой Ассоциации банков Александром Сугоняко. А окно возможностей – даже не окно, а форточка. Которая вот-вот захлопнется ветром перемен, как весной 2014 года, когда из прославленной «узницы режима», освобождения которой добивались все мировые лидеры, леди Ю чуть не превратилась в политическую пенсионерку.

Валерия Негонтарева, Национальное бюро расследований Украины

По темі:

Комментарии закрыты.



Close
Приєднуйтесь!
Читайте нас у соцмережах: